«Капитал» и Елена Гребенщикова говорят, что «Продажи пива в пластиковой таре растут как на дрожжах»

7 августа 2003 (11:17)

ПЭТ-сегмент пивного рынка активно развивается и в ближайшем будущем догонит сегмент стеклянных бутылок.

За последний год производство пластиковой тары в России возросло на 5%, и объемы продаж ПЭТ-упаковки продолжают расти. Прогнозировать развитие рынка ПЭТ-упаковки сегодня довольно сложно. «Розлив пива в ПЭТ-тару запрещен в странах Европы и в Казахстане, - отмечает Артем Коломытцев, коммерческий директор торгового дома «Пивная компания», - и, думаю, это не случайно. Однако ПЭТ очень выгоден для производителей: это дешево!»

Тем не менее большинство специалистов прогнозируют благоприятную ситуацию на рынке ПЭТ-тары. «Рынок будет расти, и в первую очередь за счет модернизации ПЭТ-тары. Например, завод «Очаково» начал выпуск пива в ПЭТ-упаковку объемом 1 литр. Сейчас пиво в ПЭТ-упаковке выпускают далеко не все производители - из числа крупных компаний можно назвать «Очаково», «Золотой Урал», «Балтика», «Красный Восток», «Патра», «Ярпиво», - заявил начальник отдела прямых продаж ЗАО ТД «Марко Поло» Эдуард Галиуллин.

ПЭТ-упаковка (полиэтилентерефталат) применяется в России около десяти лет. За этот срок обеспечение потребителей преформами, из которых непосредственно и выдувается бутылка, почти полностью заместило импорт. В целом объем рынка ПЭТ-бутылок составляет около 10 млрд шт. в год, причем доля розлива пива в пластик продолжает расти, тесня традиционные материалы и упаковочные технологии.

Преимущества ПЭТ многочисленны. Пластиковая бутылка меньше весит и не бьется. Однако, даже принимая во внимание уникальные физические свойства ПЭТ, позволяющие, в частности, долго сохранять полезные свойства продукта, определяющим фактором в использовании ПЭТ все же является его цена. Производитель напитков может просто и быстро смонтировать линию по изготовлению ПЭТ-тары прямо на своем предприятии, а такой путь существенно удешевляет производство. С полностью автоматизированной линии по выпуску бутылок тара поступает непосредственно на линию розлива. Таким образом, не требуется дополнительных затрат и площадей для складирования и транспортировки, производитель получает возможность самостоятельно определять параметры тары и разрабатывать ее дизайн.

Поскольку ПЭТ-бутылки очень легки и не бьются, им не требуются ящики. Их вполне достаточно упаковать в полиэтиленовую пленку с картонным поддоном или даже без него. Этот фактор ведет к дальнейшей экономии на упаковочных материалах, очистке тары (ящиков), транспортировке и т.д. Ну, а если производство дешевле – дешевле и продажа, следовательно, потребитель может быть доволен. Однако, все не так просто.

Фактором, сдерживающим дальнейший рост применения ПЭТ-тары, является высокая проницаемость материала – он пропускает свет и воздух, а это ограничивает срок хранения. В обычной ПЭТ-бутылке он может составлять лишь несколько недель. Существует ряд технологических приемов повышения барьерных свойств ПЭТ по отношению к кислороду и солнечному свету, однако все эти методы требуют больших инвестиций в специальное оборудование и технологию. В текущей экономической ситуации для российских производителей и потребителей упаковки наиболее приемлемым вариантом является введение специальных барьерных добавок в состав ПЭТ-сырья, которые, к сожалению, негативно влияют на вкус пива. К проблемам использования ПЭТ-тары можно отнести и проблему переработки. Специалисты доказали, что при сгорании пластиковых материалов, из которых изготавливаются пивные бутылки, в атмосферу выделяются вещества, вредные для здоровья человека.

Кроме того, в России высока приверженность потребителей к стеклянной таре. Грамотно спозиционированная реклама помогает преодолеть проблему стереотипа, ведь россияне просто привыкли пить из стеклянных бутылок. «Пластиковая бутылка удобна для выезда на дачу, пикник, - говорит менеджер по рекламе торговой сети «Монетка» Ирина Стриганова. - однако большинство потребителей все же предпочитают стеклянную тару, о чем говорят и цифры продаж. За июль в торговой сети «Монетка» продажа пива в жестяных банках составила 15% от общего количества проданного пива, в ПЭТ-упаковке примерно 25% , 60% - в стекле».

В целом же, в настоящее время ПЭТ-упаковка с ее инновационным потенциалом и широкими возможностями в смысле дизайна рассматривается, скорее, не как конкурент стеклотаре, а как материал, способный открыть совершенно новые рынки и породить новые потребительские приоритеты.


Другие материалы по теме: