«Уральский рабочий» и Яков Катайский комментируют «Реформаторство на пустом месте»

15 августа 2003 (11:26)

В среду в «АиФ-Урал» опубликован материал «Двадцать шесть — в одном.». Заголовок сколь многозначительный, столь и малопонятный. Что за арифметическую задачку преподносит читателям явно заказной материал в уважаемом еженедельнике? Некоторую ясность вносит безапелляционная рубрика: «Муниципальная реформа в Свердловской области начнется с Екатеринбурга».

Дальше — больше. Автор материала с упоительным восторгом повествует о том, что реформа местного самоуправления дает Свердловской области «прекрасную возможность избавиться от многих проблем, которые на протяжении доброго десятка лет лихорадят весь регион и в особенности областной центр. И главная из них — застарелый конфликт между областными и городскими властями». Вот, оказывается, где собака зарыта. Правда, о проблемах, лихорадящих весь регион, автор скромно умалчивает, поскольку по официальной идеологии область стремительно развивается и ее жители богатеют день ото дня, а Екатеринбург, словно отделенный от области и ее экономики китайской стеной, переживает «тотальный кризис» и находится в глубоком упадке. В чем выражается застарелый конфликт между властями и каковы проявления «кризиса» мегаполиса, об этом автор тоже не задумывается, но «чисто объективную причину» выдуманных «бед», якобы поразивших город, называет без раздумий — размеры Екатеринбурга.

Тут же и рецепт лечения: взять и поделить Екатеринбург на 26 муниципальных образований. Этак тысяч по пятьдесят жителей в каждом. С одной стороны, территория, дескать, компактна для реального осуществления местного самоуправления, а с другой — обладает экономическим потенциалом, необходимым для решения вопросов местного значения. Представляете, муниципальные образования «Уралмаш», «Эльмаш», «Втуз-городок», «Пионерский поселок», «Ботаника» и так далее? У МО «Уралмаш» экономический потенциал, конечно, есть, а где его взять спальным районам, той же Ботанике, к примеру?

Рецепт «взять и поделить» принадлежит, оказывается, нашей областной власти и озвучен еще в феврале на пресс-конференции. Озвучен и на полгода забыт. А недавно вытащен как джокер из рукава и преподнесен потрясенной публике в качестве очередной панацеи от всех бед.

Поделим мегаполис на 26 муниципальных образований — и получим «новое качество жизни населения прежнего Екатеринбурга». То ли святая наивность, то ли попытка ввести горожан в заблуждение. Вернемся к февральской пресс-конференции губернатора. Госдума только что приняла в первом чтении закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и журналисты поинтересовались мнением губернатора по этому поводу. Что он ответил? Процитируем: «Первое и основное: если этот закон будет принят в текущей версии, количество местных самоуправлений у нас в области вырастет с семидесяти четырех до... шестисот. Я высказал свои соображения о нецелесообразности подобного дробления... Я считаю, что и 74 местных самоуправления для Свердловской области многовато, так как из 74 муниципалитетов 12 являются донорами, а 62 муниципалитета — трансфертники, не имеют достаточной финансовой базы». Словом, если следовать этой логике, то географию распространения местного самоуправления надо сузить, а сферу его действия — сократить, забрав основополагающие функции на государственный уровень власти. Новый закон как раз предполагает децентрализацию власти в стране, ослабление зависимости муниципалитетов от губернаторов и усиление зависимости губернаторов от избирателей. У нас же призывают к обратному. Не поэтому ли во многих регионах административная вертикаль фактически дошла до уровня местного самоуправления, вплоть до полной его ликвидации при соблюдении формальных принципов? Что мы и наблюдаем в области. Какое местное самоуправление в уходящих в экономическую бездну Левихе или Буланаше, что оно может сделать для спасения своих поселений без финансов и ресурсов и при отсутствии какой-либо помощи областных властей?

Но наши власти предержащие противоречат сами себе. С одной стороны, они не прочь сократить количество местных самоуправлений в области, но когда речь заходит о Екатеринбурге, как это было на февральской пресс-конференции, то предлагается вместо «муниципального образования город Екатеринбург» создать 26 «жилищно-коммунальных местных самоуправлений». Видимо, каждое со своим мэром, думой, соответствующими службами, конторами, управлениями. Не смущает, а вдохновляет автора неизбежный при этом рост числа муниципальных чиновников.

Если верить автору, то все это будет воплощено в жизнь в самом ближайшем будущем, а «практическая работа по подготовке конкретного плана разделения Екатеринбурга уже началась». Кто ведет эту работу, неизвестно. Но по всему видно, решили переплюнуть даже любимый Берлин, где на 5 миллионов жителей создано 21 местное самоуправление. В Екатеринбурге на 1,3 миллиона — 26 местных самоуправлений. На их баланс планируется передать всю социальную инфраструктуру, а общегородские муниципальные предприятия — Водоканал, метрополитен, трамвайно-троллейбусное управление и другие — намечается акционировать и приватизировать в течение полутора-двух лет. Лихо! И опять противоречие. Говорится о том, что местному самоуправлению нужно оставить то, что связано с жизнью человека в своем квартале, доме, — отопление, вода, телефон, свет, благоустройство двора, мусор. А остальное — централизованное водоснабжение, отопление, электроснабжение, центральные дороги, сети — забрать на уровень государственной власти. За те же дороги в Екатеринбурге, к примеру, должна отвечать государственная власть. Ну как она «помогает» их ремонтировать, общеизвестно, а о ее вкладе в строительство метрополитена вообще не стоит говорить. Видимо, исходя из этого «опыта», и высказывается намерение о приватизации ТГУ, метро и других источников жизнеобеспечения города.

Говоря о Берлине, необходимо подчеркнуть самое главное: там за местным самоуправлением закрепили финансы. И это действительно самое главное. И застарелый конфликт между областными и городскими властями — это не конфликт между губернатором и главой города, а несовершенство межбюджетных отношений. Новосибирский губернатор Виктор Толоконский, до избрания на эту должность работавший мэром Новосибирска, подтверждает, что конфликт между субъектом Федерации и крупным областным центром был всегда, потому что у них пересекаются бюджетные и финансовые полномочия. По мнению Толоконского, после принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», нужно принимать специальное законодательство об особенностях МСУ в крупных городах, поскольку они, эти особенности, существуют.

Глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий полагает, что основная идея МСУ не может быть реализована, если ему не будет предоставлено необходимой финансовой основы. И в этом смысле принципиальным вопросом является наличие постоянных, закрепленных на долгосрочной основе доходных источников и наличие собственной доходной базы. Это прописано в новом законе. Но, как считает президент конгресса муниципальных образований России Олег Сысуев, в прошлом мэр Самары, новый закон об МСУ может быть разрушительным, если его введение не синхронизировать с внесением изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, то есть если не сформировать экономическую основу местного самоуправления.

Но тут, кажется, дело зашло в тупик. Если сам закон принят Госдумой во втором чтении, а в сентябре предполагается обсуждение в третьем чтении, то поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы представлены правительством пока в самом общем виде. Между тем, они должны определить собственную доходную базу регионов и муниципалитетов, за счет которой и должна финансироваться часть возложенных на них полномочий. Акцизы на ГСМ, земельный налог, налог на доходы физических лиц остаются территориям и муниципалитетам. Но как признает Минфин РФ, этой доходной базы не хватает и без устанавливаемых центром норм отчислений с федеральных налогов не обойтись.

Так что вся борьба еще впереди, поскольку закон пока представляет голый скелет без финансового «мяса». А каковы будут поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, будут ли они приняты старым составом Госдумы, покажет ближайшее будущее. Так что вполне понятны опасения политиков, что новый закон о МСУ вступит в действие не раньше 2006 года. Не забудем, что закон носит рамочный характер, и многие вопросы будут регулироваться субъектами РФ. Захочет, допустим, губернатор лишить какой-нибудь город статуса округа, и через послушную Думу сможет сделать это. Но при этом не забудем и слова Президента Путина о том, что без сильных муниципалитетов не может быть сильного государства в России.

Так что рановато взялись делить Екатеринбург на 26 муниципальных образований. И публикация в «АиФ» не что иное, как пиаровская акция. В ее продолжение предлагаем создать 27-е — муниципальное образование «Малый Исток», чтобы кое-кто правил хоть пожизненно. А в придачу обосновать там свечной заводик для пополнения казны МО.


Другие материалы по теме: