«Уральский рабочий» и Андрей Морозов думают, что уральский военно-промышленный комплекс «Вооружен и очень богат»

20 августа 2003 (11:08)

Неправда, когда говорят, что у нас уже все поделено и появление новых олигархов невозможно. А как же щит Родины, который выковывался многими поколениями еще советских людей?! Пример же тому, как можно поделить предприятия военно-промышленного комплекса, похоже, даст Свердловская область.

Последний вагон в Эстонию

Как вы знаете, не так давно Уралвагонзавод (УВЗ) заявил о своих планах по открытию сборочного производства цистерн в Эстонии.

Причиной того, что УВЗ пошел в Эстонию, пресс-секретарь завода Борис Минеев называет загруженность его предприятия: заказы на выпускаемые цистерны расписаны на многие месяцы вперед. «При этом наши собственные сборочные мощности ограничены, поэтому имеет смысл часть цистерн собирать там, — говорит Б. Минеев. — Кроме того, для нас это экспорт, а значит, эти поставки не облагаются НДС. А когда Эстония вступит в Евросоюз, наличие собственного производства в этой стране обеспечит нам выход на европейские рынки».

Отметим, что, во-первых, вагоносборочное производство в Эстонии будет организовано на базе бывшего завода железобетонных изделий, то есть на непрофильном предприятии, Тогда как на УВЗ в связи с выполнением индийского заказа по производству танка Т-90С набрали много рабочих, которые оказались сейчас не у дел по причине отсутствия новых заказов на военную технику. Соответственно, высвободились и сборочные мощности, кои в результате незначительной модернизации можно превратить в площадки для сборки цистерн.

Во-вторых, в Эстонии практически нет машиностроения. И значит, доля эстонских комплектующих будет минимальной. Уже не говоря о том, что стоимость рабочей силы в Эстонии выше, чем в России.

В-третьих, партнер УВЗ по вагоносборочному производству с эстонской стороны AYR Transservice в 2002 году перевез более 1 млн. тонн нефти и нефтепродуктов российских компаний «ЮКОС», ТНК, «Ростнефтехимтранс» и казахстанско-китайской «CNPC-Ак-тобемунайгаз». Как видите, в списке нет никаких европейских фирм, которым якобы будут продаваться цистерны эстонской сборки.

Кстати, уже и сейчас российские перевозчики, приобретая цистерны в России, покупают их через «дочки», зарегистрированные в Эстонии. Тем самым цистерны как бы поставляются на экспорт и с них не надо платить НДС. Соответственно, на каждой эстонской цистерне будут экономиться, по экспертной оценке, около 6 тысяч долларов.

Впрочем, пресс-секретарь УВЗ и сам не скрывает, что одна из побудительных причин прихода в Эстонию — это экономия на НДС. Добавим, и экономия на налоге с прибыли, о чем Минеев умалчивает. Ставка налога на прибыль в Эстонии нулевая при условии, что деньги инвестируются в страну.

В результате годовая экономия на налогах при сборке цистерн в Эстонии может составить минимум 20 миллионов долларов. Иными словами, это больше похоже на те схемы ухода от налогов, которые реализовали «ЮКОС» — через регистрацию в закрытых городах Лесной, Трехгорный и башкирские предприятия ТЭКа, зарегистрировавшиеся в Байконуре, расположенном в Казахстане.

В создаваемом совместном предприятии партнерам будут принадлежать по 50% акций. Причем о том, кто с российской стороны будет владеть этими акциями, говорится крайне туманно: мол, «Уралвагонзавод» приобретет их через свои торговые компании либо через некоммерческое партнерство «Уральская бронетехника». Следовательно, не исключена приватизация российского пакета — благо деньги на выкуп в размере сэкономленных на налогах 20 млн. долларов ежегодно имеются.

Обратим внимание на предполагаемый объем эстонского производства цистерн — 3000 штук в год. Это сопоставимо с тем, что сейчас делает сам УВЗ, — в 2002 году им выпущено 4179 цистерн. Заметим, что эстонские цистерны в силу вышеназванных причин будут дешевле тагильских. И покупатели, в первую очередь российские перевозчики, как уже было сказано, вначале разберут более дешевый товар и тем самым помогут расширению его производства в Эстонии.

Иными словами, перед нами явное выведение из федерального государственного унитарного предприятия, коим является УВЗ, самого ценного его актива с последующей приватизацией. Кстати, и эстонский партнер УВЗ — предприятие с глубокими российскими корнями. По слухам, оная фирма имеет тесные связи с семьей бывшего министра путей сообщения Николая Аксененко.

Не лишним также будет напомнить, что в свое время живейший интерес к производству цистерн на УВЗ проявлял известный западный бизнесмен российского происхождения Григорий Лучанский. И вряд ли он сейчас этот интерес утратил. Тем более когда начинается приватизация российских железных дорог.

Кого люблю, тому дарю

Для тех же, кто не хочет ездить так далеко — в Эстонию, придуман более простой способ получения контроля над оборонкой. И начали с такого проблемного предприятия, как Высокогорский механический завод (ВМЗ).

Завод лихорадит уже давно, и здесь согласны на все, лишь бы вовремя выплачивалась зарплата. И потому мало кто обратил внимание на решение комитета кредиторов этого федерального государственного унитарного предприятия о передаче спецпроизводства в аренду нижнетагильскому заводу «Планта».

«Планта» связана с ВМЗ технологической цепочкой: заготовки для снарядов, изготавливаемых на ВМЗ, «заряжают» на «Планте». Еще в мае 2002 года тогдашний гендиректор агентства «Росбоеприпасы» Зиновий Пак подписал протокол о передаче ВМЗ «Планте». Так что, на первый взгляд, это некая реализация давних задумок.

Сейчас ВМЗ находится в стадии банкротства, на нем действует внешнее управление. Интересно, что, несмотря на то, что срок последнего заканчивается только осенью, с месяц назад кредиторы по предложению областного министерства промышленности согласились на переход к конкурсному управлению. Правда, пока не утвержденному арбитражным судом.

Но распродажу имущества ВМЗ нельзя начинать прежде, чем будут пристроены мобилизационные мощности. Аренда оных «Плантой» позволяет решить эту проблему. С чем согласилось и агентство «Росбоеприпасы».

Таким образом, на Среднем Урале создана и опробывается схема передачи военных заводов в частные руки, причем безо всякого включения их в одобренный российским правительством план приватизации военной промышленности. Если с ВМЗ получится, то руководство области с успехом соорудит еще один механизм порождения «новых олигархов», как это происходило, к примеру, в металлургии

Не секрет, что чуть не вся оборонка обременена долгами, прежде всего региональной казне. Под «мудрым» руководством областного правительства избранные скупают «кредиторку», ставя своего управляющего (или договариваются со старым), военная часть передается в аренду по технологической 'цепочке головному предприятию, а свой управляющий продаст все вкусное и нужное по дешевке тем, кому надо.

Ни по-честному, ни по справедливости

Понятно, что России попросту не по карману содержать громоздкий военно-промышленный комплекс, доставшийся ей от Советского Союза. Труд но спорить и с тем, что государство должно избавляться от избыточных мощностей. Но вот как это сделать, ту как говорится, возможны варианты.

Можно ведь выставить военное имущество на аукцион и продать с выгоде и для казны, и для работников конкретного военного предприятия. Но можно придумать хитрые схемы, в результат которых, заплатив копейки, небольшая группа людей становится обладателе мощностей, созданных всем народом.

К сожалению, вероятно, в Свердловской области решили пойти по пут раздачи оборонки близким к областному руководству людям. Избранная схема рождает вопрос: а нет ли здесь личной заинтересованности?

Помнится, губернатор не раз публично гордился, что ему удалось сохранит на плаву все предприятия ВПК. Теперь же становится понятно — для кого.


Другие материалы по теме: