«Капитал» и Елена Гребенщикова докладывают, что «Екатеринбург ставит на газ»

20 августа 2003 (11:57)

Несмотря на противоречивую информацию о газе, многие потребители просто вынуждены переходить на голубое топливо, чтобы сэкономить. В скором времени в Екатеринбурге и области увеличится количество газовых АЗС.

На сегодняшний день в Екатеринбурге работает порядка 15-20 газовых АЗС, большая часть которых представляют собой передвижные пункты заправки газом. По мнению экспертов, их количество будет увеличиваться. Связано это не только с постоянно растущими ценами на бензин, но и с тем, что для заправляющихся газом автомобилей могут быть введены дополнительные льготы (например, уменьшится ставка нового транспортного налога).

Владельцы газовых АЗС и автосервисов, занимающихся переводом автомобилей на газ, в один голос заявляют: переход на газовое топливо очень выгоден. «Использование газа как топлива для автомобиля приносит пятидесятипроцентную экономию в сравнении с бензином – если бензин сегодня может стоить в среднем 11 руб. за литр, то газ стоит не дороже 5 руб./литр, - говорит исполнительный директор ООО «Газтек» Александр Керимов. - Установка оборудования обойдется вам примерно в 7-10 тыс. руб. Окупаемость – уже через 6 месяцев, срок действия – не менее 10 лет. Кстати, доказано, что с переходом на газ машина меньше изнашивается и дольше служит своему владельцу. Так что к нам в автосервис приезжают те, кто хочет сэкономить не только на топливе, но и на ремонте».

По некоторым эксплуатационным характеристикам газ действительно превосходит самые дорогие сорта высокооктанового бензина, к тому же газовое топливо не содержит свинца и серы – веществ, которые выделяются в атмосферу даже при использовании очень качественного бензина, а следовательно, является самым экологически чистым топливом. Его использование могло бы положительно сказаться на экологии мегаполиса. Но, по оценкам специалистов, газ пока не пользуется должной популярностью у большинства владельцев автотранспорта.

«Действительно, пока газ не очень популярен, хотя очень дешев и экономичен, - комментирует ситуацию Игорь Татаренко, технический директор ООО «Газпродукт». – Большинство людей довольно консервативны, они привыкли заправлять машину бензином, и перейти на газ им сложно. В основном на газ переходят те, кто вынужден экономить, считать буквально каждую копейку. Это фирмы, занимающиеся перевозками грузов, маршрутные такси, у которых солидный ежедневный пробег, а значит, значительные расходы на топливо. Я бы сравнил ситуацию перевода автомобилей на газ с ситуацией перехода от использования доменных печей к газовым плитам – сколько было споров, как люди опасались этих неизвестных им агрегатов! А сегодня газовую плиту может включить любой ребенок. Так что, думаю, все дело лишь в привычке, со временем автомобилисты осознают выгоду газа».

Впрочем, специалисты нефтегазового рынка считают, что дело все-таки не только в консервативности российского автомобилиста. «На данный момент в городе увеличивается число автомобилей, оснащенных газовым оборудованием, но в основном это происходит за счет корпоративных владельцев автотранспорта, таких как, например, маршрутное такси, - говорит Наталья Важенина, специалист по маркетингу и рекламе ОАО «Екатеринбургнефтепродукт». - По моему мнению, основной проблемой в переводе автомобилей на газ является то, что сеть газовых АЗС не развита ни территориально, ни технически: зачастую станция представляет собой просто мобильную емкость с газом, хлипкую будку оператора и небольшой заборчик. К тому же автомобилистов смущают и такие немаловажные факторы, как установка дорогостоящего оборудования, которое, ко всему прочему, влияет на увеличение массы автомобиля».

Ситуацию с газовыми АЗС специалисты уже окрестили «замкнутым кругом» – чем меньше в Екатеринбурге и области таких станций, тем неохотнее водители ставят газовое оборудование. Чем меньше автомобилей, работающих на газе, – тем меньше заправок. Опасения автомобилистов, безусловно, понятны – деньги на переоборудование транспорта нужны сейчас, а окупятся затраты минимум через полгода. Вторая причина низкой популярности газа – отсутствие достоверной информации о его достоинствах и недостатках. Например, многие автомобилисты уверены, что газовое топливо небезопасно и нельзя обойтись без запаха в салоне.

Участники рынка сетуют на то, что популяризации газового топлива не способствуют госучреждения и муниципальные органы власти. «Безусловно, газ полностью безопасен, а появление запаха в салоне является основанием потребовать от фирмы, устанавливавшей оборудование на машину, исправить неполадки, - уверяет автомобилистов исполнительный директор ООО «Газтек» Александр Керимов. - Однако его нельзя слить в канистру и унести к себе домой – для тех, кто получает за бензин наличные деньги это главный недостаток голубого топлива. Коммерческие же структуры активно переводят свои транспортные службы на газ».

Даже такие неоспоримые достоинства, как низкая цена и экологичность, не могут пока привлечь к газовому топливу достаточного количества потребителей. Слишком много противоречивой информации о газе смущает автомобилистов. Тем не менее, по оценкам аналитиков и участников рынка, в ближайшие несколько лет сеть газовых автозаправочных станций в Екатеринбурге и области резко возрастет. Одновременно вырастет спрос и на газовое оборудование для автомобилей – сегодня в области на газе ездит около 2 тыс. автомобилей. И с каждым днем таких машин становится все больше.


Другие материалы по теме: