«Подробности» и Анна Донская цитируют: «Борис Чойнзонов: бюджет-2004 должен решить социальные проблемы»

3 сентября 2003 (12:17)

Традиционно каждую осень «белый дом» становится ареной для борьбы чиновников, депутатов, мэров городов и районо. В этом году битва обещает быть особенно жаркой, поскольку в очередной раз не в пользу регионов изменилось налоговое законодательство. Денег стало катастрофически не хватать, поэтому особенно остро встал вопрос, как распределить ресурсы.

Ряд парламентариев уже сейчас пытается влиять на бюджетный процесс. Изданный момент представители общественных приемных депутатов Чойнзонова и Долинина обратились в Законодательное собрание области с инициативами, связанными с увеличением финансирования ТФОМСа на неработающее население до федеральных стандартов, принятием Закона о количестве госслужащих в Свердловской области, утверждением программы по профилактике и борьбе с наркоманией. О том, как продвигается акция, а также о перипетиях бюджетного планирования «Подробности» беседуют с председателем комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Борисом Чойнзоновым.

— Прошло несколько дней после того, как подписи граждан были отданы аппарату Законодательного собрания области, есть ли уже какая-то реакция со стороны чиновников, депутатов?

— Действительно, инициативная группа граждан документы все передала. В соответствии с действующим законодательством у обеих палат парламента и у исполнительной власти есть 30 дней для ответа на обращение граждан. Хорошо, что передача подписей по трем законодательным инициативам состоялась до 1 августа, так как 1 октября в областную думу будет вноситься Закон о бюджете, и, я думаю, исполнительная власть как раз сможет должным образом отреагировать на предложения людей и что-то изменить в документе, который она готовит.

— Известно, что, когда инициативная группа пришла в «белый дом», никто из первых лиц и даже заместителей не вышел, чтобы принять подписи. Говорит ли такое отношение о негативной реакции властей на деятельность людей, которые организовали эту акцию?

— Важна не форма, в какой приняли обращение. Важно все-таки решение по конкретным предложениям. Будут они учтены или не будут. На следующий год Правительство Российской Федерации и Пенсионный фонд продолжают эксперимент по увеличению платежей за неработающее население. Суть эксперимента состоит в том, что 50 процентов суммы платит региональный бюджет, 50 процентов — Пенсионный фонд РФ. Поэтому, если мы с вами будем платить 191 рубль, из которых часть уйдет на погашение долгов прошлых лет, то Пенсионный фонд будет платить 160 рублей. Если же мы с вами будем платить 522,9 рубля в расчете на одного жителя Свердловской области по федеральному стандарту, то и Пенсионный фонд будет платить эту же сумму. Тогда мы автоматически сможем увеличить платежи за неработающее население до 3300 рублей.

— Министр экономики Галина Ковалева уже назвала акцию по сбору подписей дестабилизацией бюджетного процесса. Если бюджет уже согласован внутри правительства, может, действительно предложения инициативной группы повредят работе над главным финансовым документом области?

— Я вообще не понимаю сути заявлений госпожи Ковалевой о дестабилизации. В настоящий момент балансировка бюджета не проведена, только идет согласование минимальных бюджетов муниципальных образований.

- Но ведь методика по формированию бюджета подписана...

— Ну и что? Те деньги, которые, допустим, будут отданы на программу по борьбе с наркоманией, вряд ли приведут к существенному дисбалансу консолидированного бюджета области. Если у нас консолидированный бюджет предполагается на /ровне 47 миллиардов рублей, то какую же сумму собирается правительство выделить на программу по борьбе с наркоманией, с тем чтобы она могла повлиять на балансировку бюджета? А то, что касается сокращения расходов по госуправлению, то это как раз та задача, которая стоит в бюджетном послании Президента РФ.

— Допустим, эту инициативу поддерживает ряд ваших коллег, но она находит непонимание у депутатов, контролируемых администрацией губернатора. Возможно ли, что в думе опять разгорится кризис, опять пойдут угрозы о разгоне Законодательного собрания?..

— Я не думаю, что вопросы формирования бюджета могут привести к разгону Законодательного собрания.

— Какие вообще прогнозы на следующий политический сезон? В облдуме появился новый спикер Николай Воронин, который восстановлен по суду. Может ли это вызывать определенную напряженность в отношениях между депутатами?

— Николай Андреевич не уходил в отпуск весь летний период и, возможно, если он увидит, что служит источником напряженности, то уйдет в отпуск до января. Это не возбраняется. Если он на это пойдет, то это один из возможных вариантов развития событий.

— Сейчас проект федерального бюджета практически готов к первому чтению. Как вы его оцениваете в целом? Достаточно ли средств в нем выделено на поддержку регионов?

— Вообще в этом году в связи с выборами в Государственную думу депутаты намерены как никогда рано принять Закон о бюджете — в ноябре. Регионы это может только радовать. Хотя есть множество вопросов. Во-первых, вопрос компенсации выпадения налога с продаж, который является существенной добавкой в консолидированный бюджет Свердловской области. Во-вторых, вопрос поступления средств в Территориальный дорожный фонд. Мы видим, что сегодня не произошло полного возмещения потери, связанной с отменой налога на пользователя автомобильных дорог. И, естественно, следует искать дополнительные источники, чтобы не сворачивалось дорожное строительство в субъектах Российской Федерации. Третий вопрос возникает в связи с тем, что сегодня мы наблюдаем картину существенного недовыполнения поступлений платежей по налогу на прибыль. Я думаю, что данная тенденция в третьем квартале все-таки будет переломлена, и если нам передадут дополнительные полтора процента по налогу на прибыль, думаю, ситуация исправится.

Но особенно нас волнует отсутствие четкого федерального законодательства по малому бизнесу. В настоящий момент мы вновь не имеем новой редакции Закона о едином налоге на вмененный доход. Действующая редакция закона уже не будет существовать с 1 января 2004-го. И те обращения, и те массовые мероприятия, которые проводили, в том числе депутаты Государственной думы во время приезда в Екатеринбург, не позволяют говорить о том, что мы получим возможность своевременно, за один месяц до начала 2004 года, принять областной Закон о едином налоге на вмененный доход. Но есть и позитивные моменты. Радует то, что впервые создается стабилизационный фонд для того, чтобы компенсировать скачки на мировом рынке, связанные с изменением цен на сырьевые энергоносители, в первую очередь на нефть.

— Сегодня продолжаются разговоры о том, что в областном бюджете возможен дефицит. В апреле называлась цифра — 20 миллиардов рублей, сейчас она значительно уменьшилась, речь идет всего о нескольких миллиардах. Возможно ли этот дефицит покрыть, исходя из внутренних ресурсов области?

— Ресурс наш сегодня известен: с точки зрения поступления доходных источников это 47 миллиардов рублей. Исходя из принципа единства бюджетной политики на территории Российской Федерации, областной бюджет должен быть бездефицитным, соответственно эти 47 миллиардов рублей мы должны поделить таким образом, чтобы обеспечить текущее финансирование социальной сферы.

— В прошлом году во время бюджетного процесса поднимался ряд довольно острых вопросов, связанных с коммунальными долгами муниципальных образований, льготой на прибыль для предприятий, содержащих социальную сферу... В этом году какие вопросы будут самыми острыми в повестке заседаний облдумы?

— В прошлом году мы постарались передать муниципальным образованиям около миллиарда рублей на погашение задолженности за поставленные энергоресурсы. В этом году приоритетными вопросами являются вопросы о финансировании здравоохранения и образования. Решение по передаче с местного в областной бюджет выплаты заработной платы учителям автоматически приводит к ряду нестыковок в финансировании системы общего образования. Мы знаем, что во многих муниципальных образованиях приняты решения о введении дополнительных надбавок работникам образования. Значит, если правительство будет планировать заработную плату для работников образования, исходя из общего подхода: тарифы и 50 процентов надтарифы, то в этом случае нужно следить, чтобы учителя тех муниципальных образований, которые сегодня имеют надбавки к заработной плате, их не потеряли. Правительство Свердловской области должно придумать такой подход к решению данной проблемы, чтобы не возникло социальной напряженности. Естественно, мы будем отслеживать эту ситуацию.
— Недавно в «белом доме» прошло совещание Минфина, Минэкономики с главами муниципальных образований, известно, что вы на нем также присутствовали. Какие проблемы с точки зрения бюджетного планирования заявляли сегодня представители местных властей?

— Это недостаток средств по местному самоуправлению, проблемы финансирования образования. Это вопросы развития территорий. Мы сегодня не закладываем cpeflqTea на капитальное строительство, что отрицательно влияет на развитие социальной инфраструктуры. Кроме этого, актуален вопрос ремонта ветхих школ. Вопрос по благоустройству городов и районов. В настоящий момент отсутствует возможность ремонтировать уличные сети. Так, по статье «благоустройство» на каждого жителя области приходится всего 147 рублей. Этого катастрофически не хватает. За счет этих средств власти обязаны озеленить территории, отремонтировать уличное освещение, провести уборку и вывоз мусора, снега, заменить дорожное покрытие на улицах...

— То есть бюджет-2004 будет более напряженным, чем бюджт-2003?

— Хотелось бы, конечно, чтобы бюджет рос гораздо большими темпами, чем это происходит сегодня. Сегодня уровень естественной инфляции — 10—12 процентов. Предыдущий бюджет был на уровне 43 миллиардов, в этом году мы планируем около 47 миллиардов. Конечно, темпы роста не соответствуют даже темпам роста инфляции. А для того чтобы у нас социальная сфера шла в ногу со временем, важно, чтобы темпы роста консолидированного бюджета опережали инфляцию. Наиболее было бы благоприятно, если бы бюджет Свердловской области превышал сегодня 50 миллиардов рублей.


Другие материалы по теме: