«Вечерний Екатеринбург» и Александра Шеина докладывают, что «Битва за облбюджет продолжается»

26 сентября 2003 (11:29)

Уже скоро депутаты Облдумы приступят к принятию главного финансового документа, согласно которому мы с вами и будем жить. Если бюджет этого года был назван «предвыборным» (он казался на первый взгляд на редкость гладким, социальным, бездефицитным, как говорят депутаты, — «с бантиками», которые руководитель облправительства Алексей Воробьёв старался к нему приделать), то бюджету-2004 повезло меньше. Проблем прибавилось: три из них еще летом озвучили депутаты Карякин, Чойнзонов и Долинин (напомню, они подняли вопросы об увеличении финансирования ТФОМС па неработающее население до федеральных стандартов, о принятии закона о количестве госслужащих в области и об утверждении программы о наркомании).

У нас будет дефицит?

Уже сейчас многие депутаты в голос заявляют: облбюджет-2004 будет дефицитным. В апреле называлась цифра в 20 миллиардов рублей. По словам депутата Ильи Борзенкова, «дефицит с высокой вероятностью прогнозируется, по-моему, сформировать бюджет без него уже невозможно. Мне бы хотелось услышать от премьера Воробьёва, собирается он бороться с этой ситуацией или нет? Если он не предложит внятный способ выхода из бюджетного кризиса в области, то тогда, может, поискать антикризисного менеджера?»

Председатель комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам облдумы Борис Чойнзонов менее категоричен: «Хотелось бы, конечно, чтобы бюджет рос большими темпами. Предыдущий был на уровне 43 миллиардов, в этом году мы планируем 47, Чтобы социальная сфера развивалась в ногу со временем, важно, чтобы темпы роста консолидированного бюджета опережали инфляцию, но этого не происходит».

Не надо уметь читать между строк, чтобы понять, и он считает: будущий бюджет станет дефицитным.

Кнут для доноров

И это только одна проблема. Вот вторая: межбюджетные отношения. Перевожу, чтобы было понятно: это отношения муниципальных властей и правительства области на финансовом поле. Чаще всего они напоминают отношения сеньора и его вассалов. У нас есть территориидоноры и территории-реципиенты, которые не могут финансово себя обеспечить. Чтобы помочь им, правительство области дотирует их. А деньги берёт у городов-доноров. То есть, и у нас с вами, екатеринбуржцы.

По словам депутатов, в поступившей в Думу уточнённой методике формирования облбюджета ничего не изменилось. Лучше она не стала, — Всё, что было, все так и осталось, — говорит депутат Владимир Крицкий, — О поддержке городов-доноров там нет ни слова. Вернее, есть слово о том, что по статье «прочие расходы» доноры получат больше, чем реципиенты в 1,5 раза. Что это значит? Города доноры, зарабатывающие деньги, на которые потом существуют другие муниципальные образования, получили чуть больше… Так какой смысл быть донором? Никакого, Поэтому у нас из года в год количество территорий-доноров уменьшается.

В прошлом году их было 18, в этом году уже 15. Всё это происходит из-за «вассальских» межбюджетных отношений. Например, методика двойного стандарта: на содержание областных учреждений выделяется одна сумма, на муниципальные — другая. Возьмем ещё один пример — транспортное обслуживание. В предыдущие годы депутаты учитывали, какие виды транспорта есть в каждом муниципальном образовании: трамвай, автобус, метро... Сейчас же просто взяли общим «чохом» одну цифру вывели. Причем, в одних территориях она во много раз превышает цифру текущего года, в других она значительно ниже.

«Ни Минфин, ни Министерство экономики не показывает, почему так рассчитали. Какой-то волюнтаристский подход. Не понимаю, чем это объяснимо», — возмущён депутат, Не думаю, что такая ситуация не понятна премьеру Воробьёву, Скорее, не хочется признавать собственные ошибки. То, что методика порочна, то, что она устарела и времени не соответствует. Это же какой удар по самолюбию! Больному, видимо, и без того.

Дали на пряник

В бюджетной методике на 2004 год есть некий резервный фонд по стимулированию городов-доноров. Мол, облвласти пытаются исправить тот самый перекос в отношениях.

Однако депутаты особо не обольщаются и считают: это — чистой воды декларация.

Если внимательно прочитать, то вы заметите одну любопытную деталь: последнее предложение того пункта в методике, где идет речь о резервном фонде. Расчёт производится по результатам исполнения консолидированного бюджета за 2004 год. То есть, эта норма не будет действовать в следующем году. Она, в лучшем случае, будет действовать в 2005 году.

Но тогда будет уже другой бюджет. Депутаты примут другой закон о бюджете, и эта норма опять действовать не будет.

Надо честно признаться

Часть депкорпуса считает, что процесс принятия бюджета может затянуться. И виной всему — непонятное упорство кабинета министров во главе с Воробьёвым. По мнению того же Владимира Крицкого, они сознательно создают такую ситуацию, чтобы все затянулось: «Мы, не закончив бюджет прошлого года, начали говорить: предусмотрите, пожалуйста, измененную методику. В итоге в этом июне правительство внесло методику. Обсудили. Признали, что ряд положений требует существенных изменений. Сейчас ее снова внесли. Но ничего в ней не изменилось. Я в прошлом году говорил, что бюджет будет с дефицитом. Хотите узнать итоги исполнения бюджета за первое полугодие 2003 года? Дефицит консолидированного бюджета 1,2 млрд. рублей! А областного — 145 млн».

Хотя тот же Алексей Воробьёв не единожды говорил, не без гордости, надо отметить, что бюджет бездефицитный. В этом году, по мнению депутатов Облдумы, надо принять главный финансовый документ с дефицитом.

«Свердловской области надо честно признаться, что она — реципиент, — считает Крицкий. — Надо либо вводить режим жесточайшей экономии, либо, если мы не хотим экономить, признаться, что у нас дефицит и обращаться за помощью в Фонд поддержки регионов, требовать специальную субсидию для Свердловской области».

Надо уметь признавать собственные ошибки.


Другие материалы по теме: