Россия может остаться без дешевых иномарок

8 сентября 2003 (10:33)

В ответ на заявленное российской комиссией по защитным мерам во внешней торговле намерение поднять ввозные пошлины на автомобили чешского производителя, руководство Skoda решило отказаться от планов строительства сборочного завода в РФ. Вместо этого подобное предприятие может быть создано в Казахстане, подобное намерение высказал председатель правления автокомпании Вратислав Кульханек.

Если подобное предприятие откроется еще и в Казахстане, российский завод получается лишним. Это наносит чувствительный удар по планам МЭРТ и Минпромнауки по привлечению зарубежных инвестиций в отечественный автопром, тем более чувствительный, что и Volkswagen, немецкий патрон Skoda Auto, также на днях подтвердил: создавать сборочное предприятие в России он не будет до тех пор, пока не выполнены определенные «базовые условия».

Что именно это за условия, понять, видимо, нетрудно. В первую очередь это снижение пошлин на ввоз комплектующих, но российское правительство полагает, что раз Ford, GM и Renault «и так» согласились работать в стране, то нечего делать особые поблажки немцам.

У последних будет больше стимулов быстрее «локализовывать» производство, т.е. производить и комплектующие в России. Возможно, VW считает «базовым условием» еще больший подъем пошлин на подержанные иномарки – до уровня, установленного в конце 90-х в Китае или Малайзии (т.е. определенной «расчистки» рынка для стимулирования спроса на новые машины). До тех пор, пока эти условия не выполнены, в страну будут завозиться сравнительно дешевые «бразильские немцы» (модель Gol третьего поколения, которую обещают продавать в РФ не дороже 9 тыс. евро). Возможно, немцы просто осторожничают и решают сначала проверить, так ли верны прогнозы о резком росте рынка новых иномарок в России в ближайшие три-четыре года. Гораздо надежнее вкладывать в производство в Китае, где СП с участием VW уже выпускают сотни тысяч машин. Российский же рынок, где в прошлом году было продано почти 8 тыс. машин VW и почти 9,5 тыс. Skoda, пока не настолько привлекателен для немцев, чтобы рисковать большими инвестициями в Восточной Европе.

Таким образом, мечты главы МЭРТ Германа Грефа, который лично курировал переговоры с VW о производстве 100 или даже 200 тыс. немецких «народных машин» в РФ пока остаются мечтами. Впрочем, все может поменяться, если предсказания роста рынка новых иномарок в РФ (по некоторым прогнозам – до 350 тыс. в 2006 г.) подтвердятся. Но тогда погоду на нем будут определять уже те, кто его «застолбил» ранее, – те же американские компании и, возможно, Renault, обещавшая наладить производство своего «народного автомобиля» в Москве с 2005 г. Тогда немецкой автомобильной группе будет сложнее развернуться в СНГ. Об этом пишет RBC daily.


Другие материалы по теме: