«Капитал» и Татьяна Призова считают, что «Поиск работы через интернет эффективен в сочетании с прочими путями»

11 сентября 2003 (11:53)

Рассылка резюме по электронной почте - наиболее перспективный, удобный и оперативный метод поиска работы в современных условиях. В эффективности этой практики уверены не только соискатели вакансий, но и работодатели. При этом никто не исключает возможности использования традиционных методов.

К традиционным ресурсам поиска работы в последнее время добавился еще один: размещение резюме и объявлений о вакансиях на общегородских сайтах и страничках компаний. Интернет-объявления имеют свои правила этикета и традиции. Правильно оформленное письмо не будет воспринято как спам. К нанимателям и в рекрутинговые компании по E-mail ежедневно поступают десятки сообщений. Информация подается, как правило, в виде письма, иногда – с комментариями и вложенными файлами. Сообщение чаще всего компактно - 50-100 Кбайт, отчего фотографии вкладываются редко. В общем, все делается для того, чтобы потенциальный работодатель как можно быстрее обработал электронную почту и ответил соискателю вакантной должности.

Рекрутинговые агентства отмечают растущую активность предприятий, желающих найти сотрудника именно через интернет. Из всех местных ресурсов наиболее эффективным, как показала практика, является сайт «Е1». Вообще поиск работы по каким-либо объявлениям, в отличие от прямого контакта с нанимателем, можно назвать более результативным. «В этом случае и работодатель, и соискатель знают, что именно требуется для того, чтобы получить ту или иную работу. Происходит естественный отсев нежелательных кандидатур», - считает ресечер «Агентства кадровых решений» Елена Макаранец.

Однако, несмотря на растущую популярность нового ресурса, сами работодатели отмечают, что использование именно интернета особенно не сказывается на времени и качестве поиска. «Эффективность размещения объявлений в сети напрямую зависит от вакансии. Клиента, наиболее часто пользующегося услугами электронных средств поиска работы, можно определить как человека, профессия которого связана с компьютером, постоянным доступом к нему. Именно от таких людей и приходит больше всего откликов на объявления, и приходят они более оперативно», - отмечает менеджер по подбору персонала компании «Дата Крат» Яна Михина. В число таких профессий можно включить секретарей, отслеживающих новые вакансии на сайтах, юристов, постоянно просматривающих объявления и ищущих что-то более выгодное, программистов, экономистов и руководителей. Завскладом, конечно, гораздо реже заходит в интернет, и разместить там свое резюме ему сложнее.

«Часто соискателями работы через интернет оказываются студенты и выпускники вузов (экономических, гуманитарных, но не педагогических), представители дизайнерских специальностей, сферы компьютерных технологий, рекламы, PR, маркетинга. Соответственно, это молодые люди в возрасте 18-23 лет. Эта категория обычно ориентируется на приобретение опыта, если такового еще нет, и рассматривают предложения с невысоким уровнем оплаты труда», - говорит руководитель отдела маркетинга кадрового агентства «Карьера Юнион» Татьяна Муравьева. Те, кто вышел из студенческого возраста, предпочитают традиционные способы поиска вакансий, считают специалисты агентств по подбору кадров.

Для достижения наиболее оптимального результата в поиске сотрудника или работы специалисты настоятельно рекомендуют использовать все возможные способы. Хотя поиск по сети Интернет в последнее время становится все более популярным, в любом случае человек, подавший объявление на одном из сайтов, сначала приходит в кадровое агентство, где по итогам предварительного собеседования выяснится, действительно ли он тот, кого ищет клиент рекрутинговой службы. «Для работодателя неважно, как именно был найден его сотрудник, главное - квалификация и умение работать по выбранной профессии», - говорит Макаранец. Это же подтверждают и сами работодатели. «По большому счету, компанию не должно интересовать, как именно человек узнал о предлагаемой вакансии. Гораздо важнее, чтобы он оказался именно тем специалистом, который требуется предприятию на данный момент», - считают в «Дата Крат», размещающей свои вакансии на сайте «Уралфирм».

И для тех, кто ищет работу, и для тех, кто ее предлагает, интернет удобен тем, что подбор варианта работы происходит быстрее. Заполнил заявку, разместил ее на сайте – и все. Однако не все придерживаются оптимистичного взгляда на возможность поиска работы через глобальную сеть. «Как показывает практика, этот вид поиска менее трудоемкий - не нужно крутить диск телефона, отвечать на вопросы и т.п., - но не очень эффективен, поскольку результативное трудоустройство после размещения резюме в интернете составляет менее 3 %», - говорит Муравьева. При этом услуга пользуется спросом, если портал предоставляет ее бесплатно или недорого. Вакансий и резюме в сети становится больше и больше, так как разместить эту информацию, как правило, несложно, а отклик все-таки есть.

«Работодатель в принципе доверяет подбору кадров через интернет, но ведь все равно качества будущего работника сможет адекватно оценить только менеджер по персоналу или непосредственный руководитель», - считает Муравьева. Что касается сложностей при подборе персонала через сеть, то некоторые проблемы на самом деле есть. «У одной из московских компаний был случай, когда найденный через интернет сотрудник оказался мошенником и скрылся с некой суммой денег фирмы. Причем, как выяснилось, от его рук пострадало еще несколько предприятий в Москве и Санкт-Петербурге», - рассказала Михина. У соискателей – свои проблемы. «Самая распространенная для соискателя трудность – масса объявлений о сетевом маркетинге или о работе с большим заработком, что на самом деле не всегда соответствует действительности», - говорит Муравьева.

Однако риск в сфере подбора кадров примерно одинаков, независимо от ресурса, с помощью которого этот поиск осуществлялся. Может быть, поэтому некоторые предприятия предпочитают по старинке искать новых сотрудников через знакомых предпринимателей и интересуются рекомендациями бывшего начальства.


Другие материалы по теме: