«Капитал» и Татьяна Призова утверждают, что «Иномарки подскочили в цене из-за таможенных правил»

19 сентября 2003 (11:37)

С конца июля правительство поделило пошлины на ввоз в страну подержанных иномарок на 6 категорий в зависимости от объема двигателя. В результате таможенная «очистка» легковых автомобилей средней мощности в возрасте от 3 до 7 лет выросла примерно вдвое, что привело к росту цены на иномарки выпуска конца 90-х гг. в среднем на $2 тыс.

Как отмечают екатеринбургские предприниматели, от нововведений, как всегда, пострадал рядовой покупатель. «Основной удар пришелся на недорогие подержанные иномарки стоимостью от $10 до $15 тыс. В этой ценовой категории любое повышение стоимости ощутимо для потенциальных покупателей: теперь они стоят на $2-3 тыс. дороже», - говорит директор автомобильного агентства «ЛенЛиз» Владимир Бабилуров.

Однако продавцы подержанных иномарок считают, что вряд ли это загонит рынок подержанных авто в тень. «Это может произойти только на рынке новых автомобилей, потому что всегда есть искушение купить машину за $80 тыс., когда она стоит $100-150 тыс., - считает Бабилуров. - Хотя, так или иначе, но иномарки покупать будут, пока качество и внешний вид отечественных авто не будут соответствовать требованиям покупателей. После повышения стоимости люди покупают уже машины не 2000 г.в., а 1998, так как их цена несколько ниже. Заинтересованность властей в изменении таможенных правил понять можно, но этими мерами положение не исправить».

Наблюдатели отмечают, что на западной границе после изменения правил растаможки исчезли бесконечные очереди автоперегонщиков. По данным Калининградской региональной северо-западной таможни, в августе границу России пересекло всего 370 легковых автомобилей. Для сравнения: в июне этого же года в западной губернии было растаможено более 5000 иномарок. Говорят о сокращении ввоза иномарок и на Северо-Западе страны, а также в Приморье. Там после нововведений таможенные сборы с частных лиц, ввозящих автомобили, упали в разы. Например, на Хасанской таможне сборы упали в 6 раз, на Владивостокской - почти в 10 раз. Вместе с тем довольно значительно увеличился ввоз импортных автомобилей юридическими лицами.

Новые таможенные правила оказались не так хороши и для государства. Если до 25 июля существовало две ставки пошлины (для малолитражек и более мощных двигателей), то новый порядок оформления подержанных иномарок начал сказываться на работе российских таможенников. Иномарки перестали ввозить и оформлять, и, соответственно, казна перестала получать деньги. Официальных данных о том, как отразятся нововведения Минэкономразвития и Минпромнауки на поступлениях в бюджет, пока нет. Но есть мнение, что любители подержанных авто ушли в «тень»: самым частым нарушением на границе вновь становится «серое» оформление автомобилей.

По данным государственного таможенного комитета, за последние полгода на первое место вышли нарушения по ввозу автомобилей частными лицами. Пока таможенники сообщают лишь статистику: более 9 тыс. дел об административных нарушениях из общего числа в 50 тыс. заведены при провозе автомобилей. Прогнозировать какие-либо изменения таможенники пока не готовы. Однако, как считают специалисты, не исключено, что именно от «серых» схем ввоза доходы бюджета могут сократиться наиболее значительно.

Никто пока не готов сказать, сколько именно недополучила госказна вследствие изменения таможенных правил. Однако очевидно, на каждой не ввезенной иномарке государство потеряло как минимум тысячу долларов. Правда, таможенники считают, что это временное затишье: через два, максимум три месяца автомобильный бизнес снова начнет оживать. Перегонщики продадут заблаговременно ввезенные авто и вернутся к привычному доходному делу. «Конечно, изменения таможенных ставок сказались на работе таможни: существенно снизился объем поставляемых в страну транспортных средств. Однако через пару месяцев ситуация должна стабилизироваться, поскольку рынок автомобилей сейчас перенасыщен. С рынка исчезнут все машины, купленные еще по старым ценам (их попросту раскупят), и, естественно, появятся автомобили, приобретенные уже по новым ценам. Все равно те, кто хотел купить автомобиль, купит его, пусть даже и по более высоким ценам, которые предложит рынок. То, что стоимость авто выросла на $2 тыс., не имеет большого значения», - считает начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Верх-Исетского таможенного поста Николай Михеев.

Чиновники пока осторожничают и считают, что «анализировать итоги нововведений рано». На их взгляд, народ пока еще только притаился и считает, как выгоднее действовать, а делать выводы и строить первые прогнозы можно будет не раньше конца сентября, когда будут обнародованы первые точные цифры, иллюстрирующие последствия изменений. «В целом, это вопрос, которым должны заниматься пограничники. Мало того, что дело это уголовно наказуемое, вообще – вся процедура довольно сложная: надо перебивать номера. Исходя из этих соображений, можно предположить, что теневой рынок вряд ли будет занимать значимую долю», - полагает Михеев.


Другие материалы по теме: