«Уральский рабочий» и Юлия Вострецова считают, что «Худого» бюджета не хватит и до лета»

31 октября 2003 (12:37)

Депутаты выявили серьезные нарушения в расходовании областной казны Раньше я никак не могла понять, почему у нас ведомства отчитываются о своей работе за прошедший год ближе к зиме, когда уже и следующий год к концу катится?

Насколько я понимаю, баланс все бухгалтеры России сдают в марте, так неужели на дальнейшие подсчеты чиновникам областного уровня целых полгода требуется?

Вот во времена колхозов и совнархозов все итога подбивали не позже мая, поскольку потом начиналась разработка планов следующего периода.

Сегодня все шиворот-навыворот, и как я могла убедиться, это вызывает недоумение не только у меня, человека в высших управленческих материях несведущего, но и у тех, кто непосредственно участвует сегодня в работе над бюджетом Свердловской области на 2004 год, — депутатов.

— Есть специальный закон о бюджетном процессе, который определяет, какие документы должны быть внесены вместе с проектом бюджета. Это требование не соблюдено, — сетует заместитель председателя Облдумы Александр Заборов, — в первую очередь не представлен анализ исполнения бюджета за 9 месяцев этого года и налоговые законы.

Впрочем, когда все же настает час расплаты» и отчеты областных министерств и ведомств начинают заслушивать в Думе, приходит понимание, отчего чиновники с этим делом не спешат. Просто в ходе депутатских разбирательств вскрывается столько нарушений, что иному руководителю впору, сойдя с трибуны, бегом подавать в отставку.

При мне, правда, пока никто не подавал, но услышать пришлось массу интересного. К примеру, на этой неделе в областной Думе рассматривали вопросы об исполнении в 2002 году нескольких затратных законов.

И представителям министерств, после того как они бодро отрапортовали о своих достижениях, пришлось краснеть, бледнеть и изворачиваться, отвечая на депутатские вопросы.

Так, например, в работе областного аграрного ведомства выявила серьезные нарушения Счетная палата, проводившая проверку расходования средств по статье «Сельское хозяйство и рыболовство». Как доложил председатель Счетной палаты Андрей Измоденов, сельхозпредприятиям и фермерским хозяйствам области было выдано в качестве субсидий на покупку техники по программе федерального лизинга 86 млн. 435 тыс. рублей. При этом порядок предоставления субсидий постоянно нарушался: на 57,4 миллиона не было подтверждающих документов; вопреки правилам, деньги выдавались до заключения договоров, в связи с чем около 1,4 млн. рублей крестьянам пришлось вернуть.

При рассмотрении вопроса об исполнении закона об оказании жителям области бесплатной медицинской помощи выяснилось: при том что плановая доля финансирования медучреждений из бюджета Свердловской области составляет 22—23 процента, фактически облбюджет финансирует стационары на 12 процентов, а скорую и амбулаторную помощь — лишь на один процент. В то же самое время 70 процентов муниципальных образований на 23 процента перевыполнили в прошлом году свои планы финансирования больниц и поликлиник. В чем же причина такой диспропорции? — спрашивает председатель комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Банзаракца Чойнзонов, По мнению замминистра здравоохранения Антонины Масловой, в том, что... доходы муниципалитетов оказались выше плановых.

Депутаты, правда, придерживаются иного мнения: что территориям изначально заложили в бюджеты недостаточные суммы. Будет ли исправлено это положение в будущем году, пока неясно, поскольку подобная программа на 2004 год еще не рассматривалась даже областным правительством.

Вопросы парламентариев о расходовании бюджетных средств на оплату государственного заказа вообще остались практически без ответа.

Даже беглый анализ показывает, что при приобретении медицинских препаратов, угля для медучреждений, при оплате услуг был грубо нарушен областной закон о госнуждах. Поставщики этих товаров определялись произвольно, а не в ходе открытых конкурсов, в результате областной Минздрав покупал товары иной раз в 2—3 раза дороже, чем, к примеру, министерство социальной защиты населения или город Екатеринбург.

В Екатеринбурге, кстати, есть хороший опыт проведения конкурсов на размещение муниципального заказа.

По подсчетам горадминистрации, за счет их проведения в прошлом году удалось сэкономить 7,5 процента отпущенных на госнужды средств. А вот бюджет области, сообщил депутат Владимир Крицкий, только на закупках медпрепаратов по программе «Гемодиализ» потерял в 2002 году около 50 миллионов рублей. Огромные деньги пошли не на лечение или питание больных, а в карманы посредников.

Помните исторический факт-анекдот, когда Н. Карамзина попросили коротко сформулировать суть происходящего в России, он сказал; «Воруют!». Депутат Евгений Порунов высказался на заседании Думы значительно мягче:

— Если у нас не будет жесткой экономии бюджетных средств, нам бюджета никогда не хватит — даже если он увеличится в пять-шесть раз.

В преддверии рассмотрения в Облдуме бюджета 2004 года — мысль очень актуальная.


Другие материалы по теме: