«Деловой квартал» и Андрей Нестеров сообщают, что «Вменяется в закон»

1 декабря 2003 (06:59)

В конце ноября облдума приняла в третьем чтении проект закона «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Палата представителей утвердила документ за несколько дней до истечения положенного срока, и теперь он станет обязательным для субъектов малого предпринимательства. Сенаторов подтолкнули к действию представители предприятий потребительского рынка, которые на специальной пресс-конференции привели аргументы в пользу принятия закона.



Закон «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» нельзя назвать новшеством. Подобный документ действовал в Свердловской области с конца 1998 г. В ноябре 2002 г. областная дума его отменила: изменилось федеральное законодательство, и областной закон стал ему противоречить. В 2003 г., после прекращения налогообложения по вмененной системе, у большинства предпринимателей резко снизилась доходность. По словам исполнительного директора Союза участников потребительского рынка (СУПР) «Альянс» Алексея Подоляко, каждое второе малое и среднее предприятие в этом году было убыточным.

Председатель комитета по экономической политике, бюджету и налогам областной думы Банзаракца Чойнзонов называет главные преимущества при налогообложении по вмененной системе: во-первых, для большинства субъектов малого предпринимательства существенно снизится налоговая нагрузка, во-вторых, введение этого налога упростит деятельность бизнесменов и налоговых служб.

Предприниматели оценивают новый закон по-разному. «ДК» специально проводил опрос руководителей и бухгалтеров малых предприятий, который показал – далеко не все из них выиграют в результате введения новой системы налогообложения. Руководители магазинов согласны с тем, что новая схема налогообложения принесет выгоду. А вот предприятия бытового обслуживания высказывали отрицательное отношение к введению единого налога на вмененный доход. Так, директор ООО «Эколор 2000» Яна Синицына посетовала, что ее предприятию придется платить в 4 раза больше: 12 тыс. руб. вместо 3 тыс., которые она платит сегодня. Вполне возможно, что закон «сырой» и не все детали в нем проработаны, – говорит депутат областной думы Евгения Талашкина, участвовавшая в разработке документа. – Но уже по первым результатам практики применения данного закона, скажем, по итогам первого квартала, дума может вернуться к его доработке. Кстати, как сообщила г-жа Талашкина, представители сферы быта сами обращались в думу наряду с другими предпринимателями и настаивали на принятии данного закона.

Именно в большом количестве предложений, поступивших в думу, Евгения Талашкина видит основную причину долгой работы над законом – во втором чтении он был принят почти год назад, в феврале, и с тех пор многое в нем пришлось изменить. Одно из самых существенных изменений, по словам Алексея Подоляко, – другая система коэффициента К-2, на основании которого определяется ставка налога: Законодатели отказались от практики установления разных коэффициентов на отдельные группы товаров, такие как продукты питания, бытовая техника и т. д. Посчитав, что некоторые группы товаров приносят примерно одинаковый доход, депутаты ввели единый консолидированный коэффициент. В отдельную группу выделены лишь продавцы газет и журналов, а также семян и саженцев.

Г-н Подоляко рассказал, что добиться принятия закона о ЕНВД долгое время было одной из главных целей СУПР «Альянс». Представители торгового бизнеса создали специальную экспертную группу из руководителей, аудиторов и главных бухгалтеров предприятий, которая вносила в думу те или иные предложения по доработке закона. Сам г-н Подоляко участвовал в заседаниях думского комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам и вошел в рабочую группу при подготовке закона.

При этом, заверяет исполнительный директор «Альянса», стимулом для продвижения закона стали не только экономические интересы участников СУПРа. Главным было выработать систему отстаивания интересов предпринимателей во властных структурах. Тем более, сегодня участники «Альянса» не воспользуются благами нового закона: большинство предприятий, входящих в СУПР, не относятся к субъектам малого бизнеса. А именно они попадают под налогообложение по вмененной системе.

К слову сказать, приобретенный опыт взаимодействия с областной властью «Альянс» намерен использовать, чтобы проталкивать свои предложения в федеральных структурах. В ближайших планах СУПРа – кардинально снизить единый социальный налог – с 35,6 до 20%. Предполагается, что кроме уменьшения налоговой нагрузки данная мера сократит теневой сектор бизнеса, в частности процент зарплат, выдаваемых «в конвертах». Другое предложение «Альянса» – расширить перечень компаний, попадающих под действие ЕНВД, увеличив оговоренный в законе максимальный размер торгового оборота с 15 млн руб. до 50-60 млн, и убедить законодателей отказаться от такого критерия для установления размера ставки налога, как площадь торгового зала предприятия. Олег Хабибуллин, директор торговой сети «Купец»: Это не экономический показатель. Критерием для определения налога должен быть только торговый оборот субъекта предпринимательства.

Представители СУПРа уверены: с принятием закона малый и средний бизнес получит весомые стимулы для развития. Ведь после снижения налогового бремени малые предприниматели смогут прочно стоять на ногах и успешно развивать свой бизнес.

Мнение

Илья Борзенков:

«Предпринимателям не придется ломать голову над бухгалтерией».

Один из авторов закона, заместитель председателя комитета областной думы по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Илья Борзенков прокомментировал закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

– Почему дума отменила в конце 2002 г. первый вариант закона, по которому несколько лет велось налогообложение предпринимателей?

– Причина одна – выход новой редакции Налогового кодекса РФ, в результате чего закон стал противоречить федеральному законодательству. В июле 2003 г. изменились еще несколько глав федерального Налогового кодекса, это позволило областной думе ускорить работу над новым проектом закона «О едином налоге на вмененный доход». Теперь он не идет вразрез с законами Российской Федерации.

– Как строились взаимоотношения между депутатами и бизнесменами в процессе работы над законом?

– Предприниматели входили в состав рабочей группы при бюджетном комитете областной думы. Правда, это были не собственно предприниматели, а руководители бизнес-объединений. Проект закона дважды публиковали в «Областной газете», поэтому все желающие имели возможность ознакомиться с ним и направить депутатам свои предложения. Большинство писем, которые поступали от предпринимателей, были не с конкретными предложениями по проекту закона, а с призывами обязательно такой закон принять.

– Какие изменения внесены в законопроект по сравнению с его первоначальным вариантом?

– Одно из последних изменений – снижение налоговой нагрузки для предпринимателей малых и средних городов на 7-8 % и на 36% – для сельской местности. Конечно, поступления в бюджет сократятся, но депутаты пошли на это, чтобы стимулировать развитие малого бизнеса в области.

– Кто рассчитывал, какой размер налога будут платить предприниматели по «вмененной» схеме налогообложения?

– Невозможно спрогнозировать снижение налоговой нагрузки для всех предприятий. Каждый бизнесмен сам производил расчеты и «примерял на себя» этот закон. Но областная дума готова взять ответственность за принятие данного закона, и, думаю, в дальнейшем он обязательно будет доработан – возможности для улучшения есть всегда.

– Насколько выиграют предприниматели от принятия закона?

– Сразу скажу, предприниматели существенного снижения налогов не получат, поскольку в Свердловской области налоговая нагрузка на торговый сектор экономики и без того достаточно низкая. Конечно, для части предпринимателей нагрузка снизится, но другую часть ожидает повышение. Вмененная система достаточно «грубая», и все предприниматели, которые находятся на территории одного муниципального образования, имеют одинаковую схему налогообложения. Выиграют те, чей бизнес более прибылен. Предприниматели, которые и раньше испытывали проблемы с доходностью, проиграют. Впрочем, есть одно несомненное преимущество для всех – значительно упростится бухгалтерская отчетность.


Другие материалы по теме: