«Подробности» и Анна Донская комментируют «Рекорды и проблемы уральских металлургов»

11 декабря 2003 (09:15)

Если в прошлом году в правительстве, в СМИ то и дело говорили о том, что металлургическую отрасль может постичь кризис, то сейчас всем недоброжелателям остается только снимать шляпу. Сегодня металлургии в очередной раз доказали, что эта отрасль - ключевая в уральской промышленности.

Вчера в «Белом доме» прошло годовое собрание членов Союза предприятий металлургического комплекса. Отчет президента Союза Андрея Козицына в краткой форме содержал все данные об успехах уральских промышленников за 2002—2003 годы. Очевидно, что именно 2003-й стал наиболее успешным годом для металлургов. Темп роста в отрасли составил 127 процентов. По прогнозам, за этот год уральские предприятия произведут продукции на 150—155 миллиардов рублей, что более, чем на 30 миллиардов больше, чем в прошлом году. По данным областного комитета статистики, за 8 месяцев текущего года металлурги получили около 12 миллиардов рублей прибыли, в то время как за весь прошлый год — только 11 миллиардов.

В то же время Андрей Козицын отметил, что перспективы на 2004 год у металлургов гораздо скромнее. Резервы для дальнейшего роста сегодня есть только у трубных, прокатных и огнеупорных предприятий, чьи мощности загружены на 60—70 процентов. Остальные металлургические заводы уже загружены под завязку. Это значит, что дальнейшее развитие возможно только при условии, что предприятия будут строить новые цеха, покупать новые линии, новые машины. Если этого не произойдет, металлурги могут отстать от времени.

Выход на принципиально новый технологический уровень производства требует не менее чем 10-процентного обновления ежегодно (примерно 10 миллиардов рублей). По мнению членов Союза металлургов, основным источником инвестиций в техперевооружение должны стать долгосрочные кредиты. А для частичного покрытия этих расходов необходимо вернуть налоговую льготу на ту часть прибыли, которая идет на развитие производства. Пока что областные власти не готовы идти навстречу металлургам и рассматривать это предложение. Например, министр экономики Галина Ковалева в качестве отговорки привела пример с Челябинской областью, где установлена высокая ставка налога на прибыль около 27 — 29 процентов (для сравнения у нас — около 20 процентов) и при этом предприятия развиваются более высокими темпами, чем наши заводы.

Галина Алексеевна в очередной раз не стала обсуждать проблемы, которые не дают развиваться свердловской промышленности. Например, известно, что до сих пор не сняты вопросы по практике социального партнерства. Члены союза в течение последних лет примерно реализовывают принципы социально-ответственного бизнеса. Они тратят свои средства, терпят убытки для того, чтобы городские поликлиники, детские сады, котельные, дворцы спорта не стали банкротами. Очевидно, что муниципалитеты сами более не могут содержать социальную сферу. Правительство области также не готово нести затраты, поэтому оно нашло крайних -металлургов, которым предоставило самостоятельно решать проблемы городов, в которых у них расположены предприятия.

Так, только в 2002 году сумма расходов на содержание объектов социальной сферы у 15 крупнейших металлургических предприятий достигла 810 миллионов рублей. И это на фоне снижения прибыли на 1,7 миллиарда рублей и роста платежей во все уровни бюджета и внебюджетные фонды на 400 миллионов рублей.

Очевидно, что в таких условиях свердловским металлургам сложнее развиваться, чем челябинским коллегам. К сожалению, областное правительство из года в год не обращает на эту проблему внимания, хотя, если бы промышленникам и властям удалось найти общий язык, темпы роста в отрасли заметно бы выросли.


Другие материалы по теме: