«Уральский рабочий» и Владимир Хребтенко задаются вопросом: «Куда уходят деньги»

6 января 2004 (09:25)

Нецелевые траты коммунальщики объявляют коммерческой тайной.

Новая Ляля. Проблемы ЖКХ в нынешней России стали притчей во языцех. Но такие ли уж они неразрешимые? Неужели правда, что на воду и тепло в нашем государстве нет денег? С этой точкой зрения хочется поспорить.

Новолялинское МП ЖКХ — классический пример развала отрасли. Ладно, с теплом сейчас более-менее — в район пришел газ. А вот с водой — горячей и холодной — население замучилось.

В 2002 году, например, администрация района перечислила МП ЖКХ 10 миллионов 296 тысяч рублей, хотя запланировано было 9 миллионов 704 тысячи. Плюс к этому предприятие имеет около 400 тысяч в месяц за коммунальные услуги от населения.

Казалось бы, можно сводить концы с концами и даже развиваться. Администрация МП ЖКХ, однако, все время заверяет, что денег им хронически не хватает. Их, конечно, никогда не будет хватать, если деньги уходят туда, куда не знают даже руководители района и некоторые весьма ответственные специалисты того же МП ЖКХ.

25 ноября 2002 года МП ЖКХ Новой Ляли в лице и.о. директора А. Шарова заключило договор с неким ООО «Урало-Сибирский центр экономического сотрудничества» г. Екатеринбурга. Предметом договора стали оказываемые ООО услуги, оговоренные в приложении № 1. МП обязалось перечислить за них 230 тысяч рублей — без учета НДС.

Интересен не сам договор, а приложение № 1, которое, по утверждению сотрудников ЖКХ, в глаза никто не видел. А Александр Геннадьевич Шаров в ответ на мою просьбу познакомиться с приложением резонно — с точки зрения чиновника, которому есть что скрывать, — заявил: «Вам-то зачем это надо?».

С тех пор уже я Александра Геннадьевича не видел и не слышал: никак не удавалось мне это сделать. Хотя что тут особенного: решил журналист поинтересоваться, куда уходят деньги налогоплательщиков, на которые большей частью и содержится жилищно-коммунальное хозяйство. Какие могут быть секреты у муниципального предприятия?

Может быть, приложение № 1 скрывают потому, что проводят некий эксперимент по выводу ЖКХ из кризиса? Может, супер-ИТР из Еатеринбурга проводят суперреформу? Тогда для чего нужны инженерно-технические работники, служащие МП ЖКХ?

А может, все гораздо проще: «наши» перегнали «ихним» деньги за псевдоуслути или услуги, что ломаного гроша не стоят, а потом купюры делят между собой? Есть, между прочим, такая форма заработка у отдельных граждан, которая карается или, по крайней мере, должна караться законом.

И я обратился в ОБЭП ОВД Новолялинского района. Следователь А. Дубровин провел проверку по факту заключения договора № 18 и приложения к нему. А 22 апреля 2003 года и.о. дознавателя ОВД Новолялинского района А. Кильдюшевский подписал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела — ввиду того, что «в действиях и.о. директора Шарова Александра Геннадьевича какого-либо состава преступления, предусмотренного УК РФ, не установлено...». Постановление согласовано с прокурором района Е. Заловым и утверждено начальником ОВД Е. Дорофеевым.

Мне, журналисту, однако, хотелось поближе познакомиться с ходом и результатами сыска. Однако начальник милиции Е. Дорофеев в беседе заметил, что интересующее меня приложение № 1 является коммерческой тайной и что вообще все дело — у главы района С. Бондаренко.

Пришлось походить по инстанциям — от милиции до администрации. В результате искомый документ все-таки удалось добыть. Предоставил мне его сам глава администрации С. Бондаренко, с грустью сказав при этом: «Я не могу заказать научное исследование по перспективам развития района — нет денег. А тут запросто перечисляются 230 тысяч, когда нет денег на самое необходимое. На те же трубы, например...».

Да, с небывалой легкостью два субъекта, не желающих афишировать свои связи, заявляют о самом обычном документе: мол, это коммерческая тайна. Между тем в постановлении Правительства РФ от 13 октября 2002 года № 731 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», сказано: запретить государственным и муниципальным предприятиям до процесса и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами. Таким образом, Новолялинское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства не может объявлять содержание договора № 18 от 25 ноября 2002 года и приложение № 1 коммерческой тайной.

Так что же это за договор и приложение такое?

Вот конспективный перечень услуг, которые должен оказывать Урало-Сибирский центр: консультации по экономико-хозяйственной деятельности, подготовка перспективных и текущих планов, экономический анализ, подготовка различных справок, предложений по минимизации затрат, рекомендаций по оплате труда и проведение различных экспертиз.

Возникает, естественно, вопрос, а чем же, в таком случае, занимаются экономисты, бухгалтера, юристы и другие службы МП ЖКХ? Ведь там на 217 рабочих приходится 41 итээровец (кстати, эти данные тоже пришлось выяснять через суд). На пять рабочих — один начальник, причем управленческий аппарат за последние несколько лет вырос.

А тут за дублирующие услуги предприятие перечисляет 276 тысяч рублей (вместе с НДС) Причем 140 тысяч рублей было перечислено заказчиком 6 декабря 2002 года, еще 80 тысяч — через две недели и 56 тысяч рублей наличными — за день до нового года. Оперативность, с какой перечислялись деньги, поражает: так бы выдавали зарплату рабочим, которые в первые ночи 2003 года отогревали замерзший водовод в поселке Заречном.

Начальник планового отдела райфо Н. Фирсова, комментируя приложение № 1, делает вывод: все перечисленное в этом документе входит в служебные обязанности специалистов МП ЖКХ.

Отказ в возбуждении уголовного дела против транжир-коммунальщиков мотивирован так: «Согласно объяснению директора Урало-Сибирского центра экономического сотрудничества Герасимова, специалисты центра проводят экономико-правовой аудит МП ЖКХ города Новая Ляля». Но в приложении № 1 об аудиторских услугах нет ни слова.

Какой же объем работы все-таки выполнял «Уралсиб» в течение года? Об этом я сделал письменный запрос на имя директора МП ЖКХ В. Гапанович. Ответа не последовало, хотя юристы хозяйства не могут не знать, что по закону он представляется СМИ в течение 7 дней либо в трехдневный срок — аргументированный отказ в предоставлении информации. Отказа я тоже не получал.

Посему я имею полное право настаивать на своих выводах: в данном случае речь идет о нецелевом использовании бюджетных средств. Между тем на 276 тысяч рублей можно выдать зарплату рабочим (в среднем по 3 тысячи рублей), купить 1421 рулон рубероида или 3253 листа шифера или приобрести около 200 метров качественных водопроводных труб.

В 70-е годы прошлого века на экраны вышел фильм замечательного итальянского режиссера Д. Домиани «Следствие закончено, забудьте». Эти слова адресованы герою киноповествования в ответ на его попытки изобличить взяточников. Усилиями общественности дело все-таки сдвинулось, начались судебные процессы над итальянскими коррупционерами.

Россия — не Италия, а Новая Ляля — не Палермо, но все же хочется верить, что и в Новой Ляле возможно торжество закона. Такая надежда появилась, так как за дело МП ЖКХ вторично взялась прокуратура района.


Другие материалы по теме: