Экологическое ЧП в Каменск-Уральском

Причиной аварии, приведшей к лишению электроснабжения ряда предприятий Каменск-Уральского, могли стать выбросы Уральского алюминиевого завода, принадлежащего СУАЛ-Холдингу.

На протяжении последних 4 лет экологические организации Урала отмечают постепенное ухудшение экологической ситуации в регионе, прежде всего – в ряде промышленных центров Свердловской области. В зону экологического бедствия вошли 13 городов Свердловской области, в том числе такие промышленные центры, как Ревда, Краснотурьинск, Качканар, Серов, Красноуральск, Первоуральск, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Полевской, Екатеринбург.

В 2003 году Краснотурьинск, на территории которого расположен Богословский алюминиевый завод (входит в состав СУАЛ-Холдинга), вошел в число 35 самых грязных городов России, реестр которых был оглашен на международном семинаре по проблемам загрязнения окружающей среды в Санкт-Петербурге. Список был составлен на основе замеров, проведенных специалистами Главной геофизической лаборатории имени Воейкова в 250 городах России.

По итогам первых 9 месяцев 2003 года в ряде населенных пунктов число случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха возросло на 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Причины

Одной из главных причин ухудшения экологической ситуации на Урале в последние годы стало наращивание объемов производства в наиболее неблагоприятных с экологической точки зрения отраслях промышленного производства – черной и цветной металлургии. Именно предприятия горнометаллургической промышленности Свердловской области обеспечивают до 25% всех вредных выбросов в атмосферу и до 65% выброса особо токсичных соединений, в том числе сернистого ангидрида, диоксида серы, фтористых соединений, оксида углерода, свинца и тяжелых металлов.

Спад производства в 90-е годы стал причиной улучшения экологической ситуации в Свердловской области: следствием снижения объемов производства на предприятиях металлургической отрасли стало уменьшение выбросов в атмосферу. Но, в то же время, в связи с тяжелым финансовым положением, на большинстве металлургических предприятий была законсервирована реализация экологических и природоохранных программ.

С 1998 года металлургическая отрасль Свердловской области обнаруживает устойчивую тенденцию к росту объемов производства. Уже в начале 2002 года большинство предприятий, специализирующихся на обогащении рудной породы и производстве первичного металла (эти производства являются наиболее экологически опасными), вышло на показатели 1991-92 годов, то есть вплотную приблизилось к расчетным мощностям заводов, построенных ещё в советскую эпоху.

На протяжении последних лет, благодаря изменению конъюнктуры на рынке цветных металлов, рост объемов производства в горнометаллургической отрасли продолжился, в результате этого многие предприятия Свердловской области на данный момент работают на уровне 103-110% от их плановой мощности. При этом следует отметить, что рост объемов производства происходит без соответствующего увеличения производственных мощностей, то есть за счет максимизации эксплуатации существующего оборудования, которое, в большинстве случаев, создано ещё в советское время. Одним из следствий этого является быстрый износ основных фондов горнометаллургических предприятий, который, согласно официальным заявлениям высокопоставленных чиновников областного правительства, на ряде производств достигает 90 и более процентов. В первую очередь это касается очистных сооружений и воздушных фильтров горнометаллургических предприятий, а также их природоохранных комплексов, износ которых превышает средний по отрасли вследствие того, что, в отличие от производственного оборудования, они не приносят непосредственного дохода, а потому их модернизация и ремонт зачастую становятся объектом экономии средств со стороны собственников предприятий.

Кроме того, необходимо отметить, что увеличение объемов производства сверх плановой мощности, на которую рассчитаны очистные и природоохранные сооружения, приводит к тому, что рост выбросов значительно опережает темпы роста объемов производства. Эксперты-экологи отмечают, что увеличение производства на 1% сверх плановой мощности, на которую рассчитаны очистные сооружения горнометаллургического предприятия, может приводить к росту количества неуловленных вредных выбросов на 3-12%.

Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на экологическую обстановку в Уральском регионе, следствием чего становится не только рост числа респираторных, онкологических, бронхолегочных заболеваний в зоне экологической ответственности металлургических заводов, но и аварии на производстве.

Одним из последних чрезвычайных происшествий, связанных с ухудшением экологической обстановки в Свердловской области, стала авария, произошедшая на линиях электропередач в городе Каменск-Уральский.

Авария на УАЗе

В первых числах 2004 года на линии электропередач в городе Каменск-Уральский произошел ряд аварий. В ночь с 1 на 2 января вышли из строя первые три линии мощностью 110 киловатт, связывавшие Красногорскую ТЭЦ, принадлежащую ОАО «Свердловэнерго», и Уральский алюминиевый завод, входящий в СУАЛ-Холдинг. В результате аварии на предприятии была нарушена работа глиноземного производства, остановлен ряд производственных и технологических процессов. Несмотря на то, что в течение суток авария была устранена, в ночь на 3 января из строя вышли ещё 2 линии электропередач, в результате чего произошло погашение подстанции. Уральский алюминиевый завод вновь остался без энергоснабжения, более того, на предприятии было введено ограничение по расходу пара, получаемого с Красногорской ТЭЦ, так как завод оказался не в состоянии обеспечить возвращение на ТЭЦ парового конденсата, необходимого для продолжения функционирования станции.

5 января были повреждены контрольные кабели на трансформаторе, в результате чего на подстанции Уральского алюминиевого завода произошла авария. Подстанция вышла из строя, завод остался без электроснабжения, были остановлены глиноземное производство, руднотермические печи и шламовые насосные.

По оценкам различных источников, общие убытки Уральского алюминиевого завода от остановок производства и устранения последствий аварии могут составлять от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей.

Между тем, эксперты полагают, что основной причиной аварии и остановки завода и связанных с ним производств могут являться выбросы самого УАЗа, а также другого предприятия, входящего в СУАЛ-Холдинг, Каменск-Уральского металлургического завода, которые, оседая на линиях электропередач, загрязняют изоляторы, выводя их из строя, следствием чего являются аварии и замыкания.

По информации начальника районного диспетчерского управления ОАО «Свердловэнерго» Александра Амбросимова, в ОАО «УАЗ» нет газоочистки, которая бы полностью исключала выбросы выше допустимых пределов, а в ОАО «КУМЗ», несмотря на наличие газоочистки, до сих пор через нее проходит не все производство.

«Сейчас работает специальная комиссия, которая выясняет причины аварий. Видимо, главной причиной является загрязнение изоляции на линии электропередач, образовавшееся вследствие выбросов УАЗа. Проводится анализ снега для определения степени загрязнения, проверяются другие факторы», – отметили в Свердловэнерго.

Этой же версии придерживается и ведущий специалист главного управления природных ресурсов Свердловской области по Каменск-Уральскому Ирина Сарапова, которая не исключает того, что замыкания на восточных электросетях города произошли именно из-за выбросов ОАО «Уральский алюминиевый завод», которые осели на линиях электропередач, что и вызвало их разрушение и обесточивание завода.

«Для того, чтобы точно определить, кто виновник загрязнения линий, необходимо провести химический анализ налета на изоляторах», – заключил начальник отдела мониторинга окружающей среды по Каменск-Уральскому Василий Пенных, отметив, что процесс выяснения степени виновности СУАЛа, допустившего выброс вредных веществ, продолжается.

К выяснению обстоятельств аварии готова подключиться и природоохранная прокуратура Свердловской области. «Если мы будем располагать информацией по поводу причастности ОАО «УАЗ» к загрязнению линий электропередач, то природоохранная прокуратура займется данным вопросом», – заявил прокурор Кирилл Ершов.

Представители СУАЛ-Холдинга не могут прокомментировать сложившуюся аварийную ситуацию на УАЗе.

Итог

Очевидно, что экстенсивный путь развития уральской металлургии исчерпал себя. Это признают и представители областных властей, и сами металлурги. Если промышленные предприятия Свердловской области не изменят своего подхода к эксплуатации оставшихся с советских времен производственных мощностей и не перейдут от практики экстенсивного увеличения объемов производства за счет максимизации эксплуатации основных фондов к интенсивному пути развития собственного производства за счет его модернизации, в том числе и в сфере контроля над выбросами в атмосферу и промышленными стоками, то экологическая ситуация в зоне ответственности таких предприятий будет стабильно и планомерно ухудшаться параллельно с устареванием и износом их очистных сооружений. Соответственно, возрастет и опасность повторения экологических катастроф, таких, как авария на УАЗе в январе этого года или прорыв отводного канала на реке Тура (в зоне «экологической ответственности» Богословского алюминиевого завода, также входящего в группу СУАЛ), случившийся год назад и до сих пор не ликвидированный в полной мере.

Дальнейшее развитие металлургического комплекса Свердловской области возможно только путем комплексной модернизации, технического перевооружения существующих и создания новых предприятий, соответствующих действующим экологическим нормам.

В то же время некоторые эксперты сомневаются в том, что подобные проекты в ближайшем будущем могут быть реализованы на предприятиях группы СУАЛ, расположенных на территории Свердловской области.

Известно, что основным инвестиционным проектом СУАЛа на данный момент является разработка Нижне-Тиманского месторождения бокситов в Республике Коми, а также строительство на его базе крупного металлургического комплекса с полным циклом добычи и переработки алюминия. Оценочная стоимость проекта колеблется в диапазоне от 0,7 до 2 миллиардов долларов США. Для реализации проекта холдинг привлекает как внешние, так и внутренние инвестиции. При этом, по мнению экспертов, уральские предприятия компании могут использоваться в качестве источника средств для реализации данного проекта. Холдинговая структура СУАЛа позволяет его руководству перенаправлять финансовые потоки отдельных металлургических заводов на реализацию наиболее перспективного Тиманского проекта.

Наблюдатели отмечают, что подобная политика по отношению к российским предприятиям характерна для многих крупных компаний, руководство которых базируется в Москве, а высший менеджмент состоит из граждан иностранных государств.

В результате такой политики объемы средств, поступающие на уральские предприятия холдинга оказываются недостаточными для их технического перевооружения, в том числе, для комплексной модернизации систем воздухоочитски и реализации масштабных экологических программ, что, в конечном итоге, может быть причиной возникновения чрезвычайных экологических ситуаций.


Другие материалы по теме: