«Вечерний Екатеринбург» и Алексей Львов комментируют «Бегство от ответственности»

21 января 2004 (08:58)

Смотрел в воскресенье программу Владимира Познера «Времена», Речь там шла о коррупции и желании государства (читай — Президента РФ) избавить страну от этого зла. Дай Бог ему терпения. Мы спустимся на этаж ниже, на региональный уровень. Дело в том, что коррупция — это не только взятка. Это и возможность избежать ответственности за принятые решения.


Живой пример — гибель младенцев в роддоме города Краснотурьинска. Понятно, что после этого приедут комиссии, будут проведены «мероприятия» и всё будет сделано как полагается: оргвыводы — наказание — циркулярные «указявки» — отчет перед вышестоящими. Схема реагирования на ситуацию стара как мир. Только почему сама ситуация стала возможной? Ответ прост. Где безответственность сверху — там показуха снизу.


Краснотурьинский роддом был главной составляющей в губернаторских программах народосбережения и родовспоможения. Туда выделялись достаточные для его функционирования бюджетные средства, там осваивались гранты, которые предоставляли различные международные организации. Одним словом, образцово-показательное медицинское учреждение. Гром грянул, начали креститься. Оказывается, и кранов там не поставили, и ещё чего-то там не хватало... И вообще, главврач — враг народа, не доложил своевременно, не принял мер, не обеспечил и так далее. Конечно, с него вина не снимается. Но если копнуть немного глубже и задать себе вопрос, возможно ли повторение подобного, то с уверенностью можно на него ответить утвердительно. Дело даже не в пресловутом человеческом факторе: мол, кто-то что-то забыл поменять, не тот краник отвернул или не за ту ручку дёрнул. Дело в системной ошибке, допущенной самими властями. Для того чтобы искать виноватых в чем-то, нужно сначала посмотреть в зеркало. Наша региональная власть этого делать не умеет. Вы когда-нибудь видели, чтобы она признала ошибочными те или иные свои действия? Что-то не помнится, чтобы губернатор или кто-то из его чиновников сказал во всеуслышание, что, да, я принимал это решение, оно неправильное, оно привело к растрате средств налогоплательщика, и я готов нести за это ответственность.


В бизнесе акционеры немедленно увольняют с должности руководителя, который не может обеспечить предприятию прибыль. А во власти? Где этот пресловутый «Стан-5000», о котором трубили три года назад и стыдливо замолчали в прошлом году? Получается, что деньги в фундамент закопали, весь пар ушел в свисток. Куда уехала выставка вооружений? Правильно, в Москву. Там сказали, что вы в Свердловской области, конечно, вправе такую выставку проводить, но не используя марку международной и за собственные денежки. И так она не больно много в область доходов принесла, а теперь и подавно серьёзной отдачи от неё ожидать не приходится. И так далее. Можно вспомнить затраты на Дворец игровых видов спорта, а теперь, вот, по слухам, Дворец тен-


ниса строить собрались. Экономически прибыльных производственных проектов областная власть внедрить так и не сподобилась. Вероятно, поэтому потихоньку, незаметно мы и сползли из регионов-доноров в дотационные. Хоть кто-нибудь встал и сказал: я ошибся и готов нести ответственность? Как в анекдоте: «Не дождётесь!..»


Возвращаясь к случаю в Краснотурьинском роддоме, можно говорить о том, что власть на областном уровне не смогла выстроить такую систему, при которой ошибка была бы просто невозможна. Сбрасывать со счетов человеческий фактор, конечно, нельзя. Но для того и существуют перекрёстные проверки, инспекции, лицензирование и прочее, и прочее, за которое требуется заплатить денежку, а дальше... трава не расти. В результате выданная властью лицензия оказывается неэффективной системой контроля за самим процессом. И если чиновник не может наладить такую систему, а, видимо, предпочитает, получив деньги за своё «милостивейшее дозволение», пустить сам процесс на самотек, не должен ли он уйти? На мой взгляд, и главная причина смерти новорожденных не в отсутствии денег, а в отсутствии системы, когда подобное просто не должно случиться. А если такой чиновник не уходит сам — не значит ли это, что он и его контора погрязли в коррупции, и возникает опасность существования другой системы: когда чиновникам дают снизу, а они откупаются от ответственности, которая давит на них сверху?


Другие материалы по теме: