«Сегодня»: Замминистра печати РФ Владимир Григорьев считает, что с медиарынка уходят политические бюджеты

5 апреля 2001 (13:07)

– Многие периодические издания сегодня испытывают финансовые трудности, некоторые уже закрываются. С чем это связано?

– С рынка уходят политические бюджеты, которые теперь «выскакивают» разве что перед губернаторскими выборами. Между сегодняшним количеством печатных СМИ и возможностями рекламного рынка сложилась огромная диспропорция, не покрываемая ни за счет подписки, ни за счет продаж. Плюс дефицит профессиональных медийных менеджеров.

– И что теперь будет?

– Количество убыточных газет уменьшится, сбалансируется с рекламным рынком, со спонсорскими деньгами, с количеством профессиональных журналистов на рынке. У нас количество изданий росло в геометрической прогрессии, а количество профессиональных журналистов не увеличивалось пропорционально увеличению СМИ. Вузы оказались не готовы к качественной подготовке такого количества журналистов...

– Можно ли что-то сделать для улучшения ситуации на медиарынке?

– Мы ведем прямой диалог с издателями – людьми, которые ориентируются в системных проблемах рынка печатных СМИ. Проблема номер один для всех – это цена на бумагу. Только за один год цены на газетную бумагу выросли на 50 – 70 %. Это безумие! По нашим подсчетам, целлюлозно-бумажные комбинаты имеют по 200 – 300 % прибыли. За счет чего она формируется? Бумагу производят из древесины, которая добывается здесь, рабочей силой, которая имеет российский уровень оплаты труда, на предприятиях, которые были созданы на деньги государства, – и дальше бумага продается по европейской цене на внутреннем рынке. А чтобы издатели «не возникали», создается дефицит. Бумажные комбинаты на внутренний рынок выбрасывают лишь 25 % произведенной бумаги. Вся остальная бумага идет на экспорт: «не хотите покупать по ценам европейского рынка, мы туда отдадим». Это тоже является элементом национальной безопасности. В результате книжка в продаже стоит около $ 1,5 – 2 Бумажная составляющая в ее цене – до половины. Такая же книжка на американском рынке стоит до $ 30. Бумага составляет 10 % цены. Одна и та же цена за бумагу как продукт – и совершенно другой рынок. И это положение надо менять. Может быть, речь должна идти и об антирыночных мерах, но, с другой стороны, если не заняться сейчас «бумажниками», не ограничить их аппетиты каким-то образом, тогда нам не спасти прессу?

– То есть спасения для рынка периодики приходится ждать не от роста доходов, а от снижения расходов, в то время как улучшений на рекламном рынке не предвидится?

– Возьмем первую десятку крупных рекламодателей в стране – Procter&Gamble, Соса-Соla, Unilever... За этот год они планируют увеличить бюджеты приблизительно на 25 – 30 %. На столько рынок должен вырасти по сравнению с прошлым годом. Расчетная цифра на этот год по телевидению – $ 375 млн., по другим СМИ – чуть больше. 2002 год – примерно такой же рост. Но рекламодатель вкладывает деньги в рекламу только тогда, когда рынок поглощает его товары. Все зависит от покупательной способности населения. Без роста покупательной способности бессмысленно вкладывать дополнительные средства в рекламу. Так что резкого скачка рекламщики не ожидают.


Другие материалы по теме: