«Подробности» и Татьяна Апрельская спрашивают: «Хулиганам «оторвут крылья»?»

27 февраля 2004 (09:09)

Российские авиакомпании размышляют, как лучше наказать нарушителей спокойствия и дебоширов

На днях представители авиакомпании «Трансаэро» выступили с предложением создать единый общероссийский черный список пассажиров, которые неподобающе ведут себя во время перелета. Госслужба гражданской авиации поддержала инициативу, а другие авиаперевозчики задумались.

Предполагается, что в черный список будут внесены клиенты авиакомпаний, поведение которых на борту самолета представляет реальную угрозу для других пассажиров или авиаработников. Тем, кто попал в такой список, авиакомпании не будут продавать билеты.

Как отмечают представители авиакомпаний, проблемы во время перелета в основном создают подвыпившие клиенты. Иногда они агрессивно ведут себя по отношению к другим пассажирам, иногда даже дерутся. Обычно в пункте назначения таких нарушителей уже ждут представители органов правопорядка, но наказание за хулиганство чисто символическое — штраф в 1 МРОТ.

Решение о том, чтобы ограничить перевозку авиахулиганов, было принято руководством авиакомпании «Трансаэро», после того как в начале года дебоши на борту участились. Это предложение поддержали представители Госслужбы гражданской авиации и руководство Аэрофлота.

— К сожалению, российское законодательство не позволяет принять настоящий черный список, — прокомментировала начальник пресс-службы авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии» Любовь Калинина. — Это было бы нарушением права граждан на свободу передвижения. Но мы выступаем за пересмотр законодательства в части, касающейся воздушных перелетов, поскольку дебоширы на борту представляют реальную опасность для других.

Аэрофлот выступает за то, чтобы создать особую базу данных, которая была бы доступна не только авиаперевозчикам, но и всем интересующимся, поскольку выход представители компании видят еще и в том, чтобы предавать огласке имена нарушителей.

В то же время не все авиаперевозчики считают создание черного списка действительно необходимой мерой.

— Мы регистрируем примерно 3—4 случая авиахулианства в год, — сообщил «Подробностям» заместитель генерального директора по авиационной безопасности авиакомпании «Уральские авиалинии» Владимир Латохин.— При гигантских объемах перевозок это исчезающе малая величина. Кроме того, мы заметили, что уральские пассажиры более дисциплинированны, чем москвичи.

Как считают эксперты, черный список мало поможет авиаперевозчикам, выход в том, чтобы значительно увеличить размер штрафа за совершенное правонарушение. Возможно, в составлении списков действительно нет необходимости, поскольку авиакомпании и без того довольно круто обходятся с хулиганами. Так, в прошлом году 11 нарушителям спокойствия на рейсах Аэрофлота было отказано в обратном перелете.

Справка «Подробностей»

Черные списки довольно распространены среди западных авиаперевозчиков. Пока гражданин находится в таком списке, он может быть уверен, что билет ему не продадут. В некоторых странах для авиахулиганов предусмотрены солидные штрафы. Так, в США они исчисляются десятками тысяч долларов.

По статистике British Airways — одного из крупнейших европейских авиаперевозчиков, в 2003 году на рейсах авиакомпании было зафиксировано 300 случаев хулиганства. Притом что всего за год услугами авиакомпании воспользовались 40 миллионов человек. Для борьбы с воздушными хулиганами в British Airways используются разные способы. К примеру, нарушителю спокойствия выдается специальная «желтая карточка» по аналогии с футболом — письменное предупреждение. При повторном нарушении дисциплины виновник не допускается к посадке или выясняет отношения уже с полицией.


Другие материалы по теме: