«Областная газета» и Анатолий Гущин объявляют, что «Продается лес»
4 марта 2004 (09:11)
Много шума наделал на просторах России проект нового Лесного кодекса, разработанный правительством РФ.
Известные ученые, лесоводы, экологи бьют настоящую тревогу. Они заявляют, что принятие кодекса в нынешнем его виде приведет к хаосу и анархии в лесном хозяйстве.
Довольно резко против ЛК выступила на днях и международная неправительственная организация «Гринпис России». Позиция ее лидеров однозначна: над русским лесом нависла опасность. Новый кодекс неприемлем ни с экологической, ни с социальной точек зрения.
Чем же страшен этот новый документ? Почему так взволновал он общественность?
Не секрет: новый ЛК предусматривает целую революцию в лесном комплексе.
Самое главное — он вводит частную собственность на леса. А вслед за этим — и ограничения для граждан. В частности, это запрет на посещение лесов. Собственник или арендатор может единолично запретить или ограничить доступ людей в свой лес. То есть может принять такое решение, минуя органы местной власти и суд.
Некоторые специалисты считают, что это — прямое нарушение прав человека.
Но не только это пугает общественность. Новый кодекс устанавливает новый порядок разделения лесов на группы. И теперь самая ценная и неприкосновенная - первая группа — может быть без особого труда переведена во вторую, передана в аренду с правом выкупа и т.д.
В чьих интересах это делался, думаю, догадаться не трудно.
И еще: понятно «лесхоз» в новом ЛК отсутствует вообще. Нет об этой организации ни строчки!
Конечно, это далеко не все моменты, которые заставляют волноваться. Правда, волнуются прежде всего простые люди, те же экологи, ученые, которых мало интересует коммерческая сторона дела. Государство же дает понять однозначно: новый ЛК — документ рыночный. И его цель — получить как можно больше прибыли от использования такого мощного природного ресурса, как лес.
Что и говорить, необходимость реформы в лесной отрасли назрела давно. А потому, наверное, есть и сторонники принятия Лесного кодекса.
На днях в Екатеринбурге прошел своеобразный «круглый стол» по проблемам лесопромышленного комплекса. Довольно много его участники говорили и о новом кодексе. Что характерно, почти никто не стал критиковать его.
Заместитель начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Свердловской области К.В. Крючков был явно уклончив.
—Проект Лесного кодекса, — сказал он, — не единственный. А раз так, то следовало бы обсуждать все. Но это не реально. Они сильно отличаются друг от друга.
Справка: разработка Лесного кодекса ведется уже более полугода. За это время появилось несколько вариантов (не менее восьми), довольно сильно отличающихся друг от друга. Считается, что все они плохо проработаны и содержат большое количество противоречий. Однако все схожи в одном: в вопросах собственности. Все предусматривают: возможность приватизации лесов по упрощенным правилам; облегченный порядок использования лесов для индивидуального строительства; отсутствие четкости в вопросах наступления ответственности лесопользователей за лесонарушения; существенное размывание природоохранного статуса лесов первой группы и лесов ООПТ.
Все эти проекты разрабатывались узким кругом специалистов, без учета мнений ученых, лесоводов и общественности.
В настоящее время в СМИ обсуждается последний вариант Лесного кодекса, который был представлен разработчиками на совещании в Министерстве экономического развития и торговли РФ 2 февраля 2004 года. Этот проект недавно размещен и на интернет-сайте Минэкономразвития (http://www.economy.gov.ru/ 608.htm), а потому считается официальным.
Предполагается, что в апреле этот вариант будет вынесен на рассмотрение в Государственную Думу.
Правда, в своем выступлении господин Крючков все же отметил, что не в восторге от кодекса. Так как многие вопросы в нем прописаны слабо или не прописаны вовсе. Но надеется, что замечания будут учтены. А если не будут и в Госдуму поступит документ в таком виде, как сейчас, тогда, конечно, тревога есть.
Похоже, довольно спокойно относится к кодексу и другой чиновник этого же ведомства — В.В.Торопов. То, что в документе нет ни слова о лесхозах, его не пугает. Видимо, считает он, эти организации будут переименованы, названы иначе. Но в этом ничего страшного нет. Дело ведь не в названии, а в сути. Все равно те виды работ, которые сейчас выполняют лесхозы, делать кто-то должен. А значит, такие структуры будут.
Президент ЗАО «Фанком» (бывший Алапаевский фанерный комбинат) К.А.Белялов пошел в своих рассуждениях еще дальше:
—Что мы переживаем из-за этих лесхозов? — сказал он. — В том виде, в каком они сейчас существуют, они вряд ли нужны. Разве лесхозы выполняют до конца свои функции? Нет. И не будут выполнять. Какой лесник, получая полторы-две тысячи рублей в месяц, пойдет в лес ловить браконьеров, воров? При этом — рисковать жизнью? Да никто не пойдет! Вряд ли кто за эти деньги и пожар побежит тушить. Раз так, надо что-то делать. Возможно, в частном лесу леснику платить станут больше. Так пусть же у него будет выбор. Пусть появится конкуренция. Без конкуренции — застой.
В связи с этим Крючков назвал некоторые цифры. Так, финансирование лесхозов области из федерального бюджета не превышает и 50 процентов от потребностей. На тушение пожаров деньги в последние годы практически не поступали вообще: в основном помогала область.
- Порою невольно думаешь, — сказал директор Нижнетагильского лесхоза П.А.Белоусов, — нужны мы государству или нет? Ведь лес до сих пор — государственная собственность. Значит, оно должно и финансировать лесхозы. А на деле нас превратили в лесозаготовительные организации, заставили рубить лес. Сегодня 60 процентов необходимых средств мы зарабатываем именно как лесозаготовители. И только благодаря этому худо-бедно сводим концы с концами.
Много говорилось и о «теневом» рынке. Подпольные, воровские рубки леса стали массовым явлением. В одном Алапаевском районе в настоящее время действует более ста частных пилорам. По словам директора Уральского союза лесопромышленников Г.М.Гирева, на многих из них пилят именно ворованный лес. Это доказывают проверки. Не так давно работники местной Госавтоинспекции задержали за один день около 20 машин с лесом. Почти ни у кого из перевозивших не оказалось необходимых на этот лес документов.
—Да, все это так, — отметил директор Сухоложского лесхоза А.А.Терин, — но вся беда в том, что эти проблемы как раз очень слабо прописаны в новом Лесном кодексе. Стало быть, и после его принятия мало что может измениться. Наоборот, рубить будут больше, в том числе и браконьерским способом.
Директор Висимского заповедника А.С.Мишин в заседании «круглого стола» не участвовал. Он свое мнение о новом кодексе прислал в редакцию по собственной инициативе.
—Мое мнение, — пишет он, - документ плохой, можно сказать — вредительский. Допуская приватизацию лесов, он по сути не предусматривает общественного контроля за приватизацией. Все отдается на откуп чиновникам. При этом ЛК допускает приватизацию лесов, имеющих большое общественное и экологическое значение, в том числе «зеленые зоны» больших городов. Подлежат приватизации и ООПТ — особо охраняемые природные территории, заказники и даже охранные зоны заповедников! А что значит приватизировать ООПТ? Это значит их ликвидировать!..
Что говорить, многие десятилетия наша страна существовала за счет природных ресурсов. С приходом так называемых рыночных реформ, к сожалению, мало что изменилось: основные средства государство по-прежнему получает за счет торговли природными ресурсами. Правда, теперь этим занимаются не государственные структуры, а частные. В их руки переданы нефтяные скважины, газовые месторождения, энергетика. Теперь вот, видимо, дошла очередь и до леса...
Известные ученые, лесоводы, экологи бьют настоящую тревогу. Они заявляют, что принятие кодекса в нынешнем его виде приведет к хаосу и анархии в лесном хозяйстве.
Довольно резко против ЛК выступила на днях и международная неправительственная организация «Гринпис России». Позиция ее лидеров однозначна: над русским лесом нависла опасность. Новый кодекс неприемлем ни с экологической, ни с социальной точек зрения.
Чем же страшен этот новый документ? Почему так взволновал он общественность?
Не секрет: новый ЛК предусматривает целую революцию в лесном комплексе.
Самое главное — он вводит частную собственность на леса. А вслед за этим — и ограничения для граждан. В частности, это запрет на посещение лесов. Собственник или арендатор может единолично запретить или ограничить доступ людей в свой лес. То есть может принять такое решение, минуя органы местной власти и суд.
Некоторые специалисты считают, что это — прямое нарушение прав человека.
Но не только это пугает общественность. Новый кодекс устанавливает новый порядок разделения лесов на группы. И теперь самая ценная и неприкосновенная - первая группа — может быть без особого труда переведена во вторую, передана в аренду с правом выкупа и т.д.
В чьих интересах это делался, думаю, догадаться не трудно.
И еще: понятно «лесхоз» в новом ЛК отсутствует вообще. Нет об этой организации ни строчки!
Конечно, это далеко не все моменты, которые заставляют волноваться. Правда, волнуются прежде всего простые люди, те же экологи, ученые, которых мало интересует коммерческая сторона дела. Государство же дает понять однозначно: новый ЛК — документ рыночный. И его цель — получить как можно больше прибыли от использования такого мощного природного ресурса, как лес.
Что и говорить, необходимость реформы в лесной отрасли назрела давно. А потому, наверное, есть и сторонники принятия Лесного кодекса.
На днях в Екатеринбурге прошел своеобразный «круглый стол» по проблемам лесопромышленного комплекса. Довольно много его участники говорили и о новом кодексе. Что характерно, почти никто не стал критиковать его.
Заместитель начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Свердловской области К.В. Крючков был явно уклончив.
—Проект Лесного кодекса, — сказал он, — не единственный. А раз так, то следовало бы обсуждать все. Но это не реально. Они сильно отличаются друг от друга.
Справка: разработка Лесного кодекса ведется уже более полугода. За это время появилось несколько вариантов (не менее восьми), довольно сильно отличающихся друг от друга. Считается, что все они плохо проработаны и содержат большое количество противоречий. Однако все схожи в одном: в вопросах собственности. Все предусматривают: возможность приватизации лесов по упрощенным правилам; облегченный порядок использования лесов для индивидуального строительства; отсутствие четкости в вопросах наступления ответственности лесопользователей за лесонарушения; существенное размывание природоохранного статуса лесов первой группы и лесов ООПТ.
Все эти проекты разрабатывались узким кругом специалистов, без учета мнений ученых, лесоводов и общественности.
В настоящее время в СМИ обсуждается последний вариант Лесного кодекса, который был представлен разработчиками на совещании в Министерстве экономического развития и торговли РФ 2 февраля 2004 года. Этот проект недавно размещен и на интернет-сайте Минэкономразвития (http://www.economy.gov.ru/ 608.htm), а потому считается официальным.
Предполагается, что в апреле этот вариант будет вынесен на рассмотрение в Государственную Думу.
Правда, в своем выступлении господин Крючков все же отметил, что не в восторге от кодекса. Так как многие вопросы в нем прописаны слабо или не прописаны вовсе. Но надеется, что замечания будут учтены. А если не будут и в Госдуму поступит документ в таком виде, как сейчас, тогда, конечно, тревога есть.
Похоже, довольно спокойно относится к кодексу и другой чиновник этого же ведомства — В.В.Торопов. То, что в документе нет ни слова о лесхозах, его не пугает. Видимо, считает он, эти организации будут переименованы, названы иначе. Но в этом ничего страшного нет. Дело ведь не в названии, а в сути. Все равно те виды работ, которые сейчас выполняют лесхозы, делать кто-то должен. А значит, такие структуры будут.
Президент ЗАО «Фанком» (бывший Алапаевский фанерный комбинат) К.А.Белялов пошел в своих рассуждениях еще дальше:
—Что мы переживаем из-за этих лесхозов? — сказал он. — В том виде, в каком они сейчас существуют, они вряд ли нужны. Разве лесхозы выполняют до конца свои функции? Нет. И не будут выполнять. Какой лесник, получая полторы-две тысячи рублей в месяц, пойдет в лес ловить браконьеров, воров? При этом — рисковать жизнью? Да никто не пойдет! Вряд ли кто за эти деньги и пожар побежит тушить. Раз так, надо что-то делать. Возможно, в частном лесу леснику платить станут больше. Так пусть же у него будет выбор. Пусть появится конкуренция. Без конкуренции — застой.
В связи с этим Крючков назвал некоторые цифры. Так, финансирование лесхозов области из федерального бюджета не превышает и 50 процентов от потребностей. На тушение пожаров деньги в последние годы практически не поступали вообще: в основном помогала область.
- Порою невольно думаешь, — сказал директор Нижнетагильского лесхоза П.А.Белоусов, — нужны мы государству или нет? Ведь лес до сих пор — государственная собственность. Значит, оно должно и финансировать лесхозы. А на деле нас превратили в лесозаготовительные организации, заставили рубить лес. Сегодня 60 процентов необходимых средств мы зарабатываем именно как лесозаготовители. И только благодаря этому худо-бедно сводим концы с концами.
Много говорилось и о «теневом» рынке. Подпольные, воровские рубки леса стали массовым явлением. В одном Алапаевском районе в настоящее время действует более ста частных пилорам. По словам директора Уральского союза лесопромышленников Г.М.Гирева, на многих из них пилят именно ворованный лес. Это доказывают проверки. Не так давно работники местной Госавтоинспекции задержали за один день около 20 машин с лесом. Почти ни у кого из перевозивших не оказалось необходимых на этот лес документов.
—Да, все это так, — отметил директор Сухоложского лесхоза А.А.Терин, — но вся беда в том, что эти проблемы как раз очень слабо прописаны в новом Лесном кодексе. Стало быть, и после его принятия мало что может измениться. Наоборот, рубить будут больше, в том числе и браконьерским способом.
Директор Висимского заповедника А.С.Мишин в заседании «круглого стола» не участвовал. Он свое мнение о новом кодексе прислал в редакцию по собственной инициативе.
—Мое мнение, — пишет он, - документ плохой, можно сказать — вредительский. Допуская приватизацию лесов, он по сути не предусматривает общественного контроля за приватизацией. Все отдается на откуп чиновникам. При этом ЛК допускает приватизацию лесов, имеющих большое общественное и экологическое значение, в том числе «зеленые зоны» больших городов. Подлежат приватизации и ООПТ — особо охраняемые природные территории, заказники и даже охранные зоны заповедников! А что значит приватизировать ООПТ? Это значит их ликвидировать!..
Что говорить, многие десятилетия наша страна существовала за счет природных ресурсов. С приходом так называемых рыночных реформ, к сожалению, мало что изменилось: основные средства государство по-прежнему получает за счет торговли природными ресурсами. Правда, теперь этим занимаются не государственные структуры, а частные. В их руки переданы нефтяные скважины, газовые месторождения, энергетика. Теперь вот, видимо, дошла очередь и до леса...
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Уральский рабочий» и Елена Мационг спрашивают: «Какая судьба уготована рус ...
- Принятый Госдумой Лесной Кодекс РФ будет рассмотрен в Совете Федераций
- Правительство Свердловской области утвердило законопроект «О целевом бюджет ...
- За 9 месяцев текущего года самовольные порубки нанесли ущерб лесному хозяйс ...
- Министр природных ресурсов Свердловской области Александр Ястребков: Новый ...