Аркадий Чернецкий: Мы не делим инвесторов на иностранных и отечественных

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает глава города Екатеринбурга Аркадий Чернецкий.

– Аркадий Михайлович, каковы основные направления экономической политики Администрации Екатеринбурга на 2004 год?

– В рамках той сферы, за которую непосредственно отвечает администрация города, программы, которые разрабатываются или будут разработаны, совпадают со стратегическими проектами, которые включены в план стратегического развития Екатеринбурга до 2015 года.

В первую очередь, это вопросы, связанные с жилищным строительством, развитием транспортной сети в Екатеринбурге, благоустройством города и социальной защитой горожан.

– Какие жилищные программы планируется реализовать в ближайшее время? В каком направлении будут в дальнейшем развиваться программы жилищного строительства?

– В ближайшее время будет продолжена реализация программы муниципального жилищного займа. Сейчас мы готовимся развивать этот проект более масштабно, учитывая, что спрос на облигации растет.

Второе направление – ссудно-сберегательные строительные товарищества. Здесь основной задачей является начало организации ссудно-сберегательных строительных товариществ в каждом районе. На сегодняшний день реально проект реализуется в Кировском районе, где построено уже два 100-квартирных дома, в этом году будет сдаваться третий. Есть площадка в Железнодорожном и Орджоникидзевском районах.

По программе «Жилье для бюджетников» планируется увеличить финансирование со стороны бюджета. На 2004 год в бюджете города предусмотрено 60 миллионов рублей на развитие этого направления.

Достаточно активно будет развиваться программа реконструкции ветхого жилого фонда. Мы рассчитываем в этом году закончить реконструкцию всех семи домов, восстановление которых было начато в прошлом году. В основном, это две площадки: в Орджоникизевском и Чкаловском районах. Идеология этого метода реконструкции состоит в том, что на месте старых двухэтажных строений мы собираемся восстанавливать 4-этажные дома, то есть в данном случае происходит не только ликвидация ветхих строений, но и увеличение площадей, которые люди занимают.

По жилищному строительству Екатеринбург останется лидером среди всех крупных городов страны, и я предполагаю, что в 2004 году мы должны обеспечить минимум десятипроцентный рост по отношению к достигнутому (а в 2003 году, напомню, мы построили в городе 415 тысяч квадратных метров). Сегодня в заделе достаточно большое количество новостроек, причем, как правило, это жилье не элитное, а массовое – ординарных потребительских качеств.

– Каковы основные направления реализации программы развития транспортной сети Екатеринбурга?

– Программы ремонта, реконструкции и строительства дорог имеют два источника финансирования: бюджет города, который в основном занимается внутригородскими магистралями, и территориальный дорожный фонд, который, к сожалению, пока на внутригородские магистрали не используется. Территориальный дорожный фонд, в основном, является источником финансирования на внешних магистралях.

С правительством Свердловской области согласовано, что на нужды города будет направлено 400 миллионов рублей из территориального фонда. В основном эти деньги будут использованы на строительство объездной дороги вокруг города – то, что мы называем «срединное кольцо». Будет сделан прямой ход на путепроводе в районе Таганского ряда, будут закончены улицы Халтурина, Бебеля до Пехотинцев. Запланированы работы по улице Таватуйской. Это будущий северный въезд в город. Кроме того, планируется строительство в районе въезда в город со стороны Первоуральска и в районе окружной дороги вокруг Ботанического района.

За счет бюджета города в 2004 году мы закончим работы по улице Уральской и начнем деятельность по расширению на улице Куйбышева между Луначарского и Восточной. Вообще, улицы Куйбышева и Гурзуфская – это наиболее короткая дорога от самой западной до самой восточной границы Екатеринбурга. В прошлом году был сделан большой участок от Московской до Белореченской. В 2004 году предполагаем продолжить работу на этой же магистрали.

Кроме того, я думаю, что мы начнем проектирование путепровода над железной дорогой над улицей Восточной в районе Советская-Шевченко. Это путепровод, который должен соединить Пионерский поселок и центр города, в дальнейшем там планируется запуск троллейбусного движения.

Еще один вопрос, который сейчас очень активно обсуждается, – это строительство подземных тоннелей, в частности, под перекрестками улиц Малышева, Ленина и Первомайской с улицей Карла Либкнехта. Это место – пересечение направлений Восток-Запад, Север-Юг – сегодня самое загруженное. Мы хотим с Севера на Юг пройти в подземном варианте, а направление Восток-Запад – в наземном варианте. Сегодня ведется поиск специалистов, которые могут сделать качественный проект. Думаю, что проектирование данных тоннелей начнется в этом году.

– За прошедший год Екатеринбург посетило несколько делегаций иностранных государств. Какие проекты будут осуществлены совместно с представителями других стран?

– Здесь нужно выделить часть вопросов, которые решаются на уровне хозяйствующих субъектов. Это их инициатива. Естественно, мы о них знаем, если нужно, оказываем организационную поддержку. Но в принципе эти проекты ведут непосредственно предприятия.

Другая сторона – те вопросы, по которым на сегодняшний день ответственной стороной является администрация города. Надо сказать, что мы не делим инвесторов на иностранных и отечественных. Для нас не существует большой разницы в том, кто приносит деньги, поэтому мы ставим вопрос, чтобы деньги в принципе приходили в город.

Из интересных проектов можно назвать строительство гостиниц. Сегодня гостиничное хозяйство в Екатеринбурге – одно из самых сложных мест. Традиционно закрытый город вообще не имел фактически никаких соответствующих международным стандартам гостиниц. В последние годы мы очень активно работаем в этом направлении, построены новые гостиницы довольно приличного качества. Практически все старые гостиницы находятся в стадии реконструкции.

Сейчас у нас есть несколько проектов. Один из них – проект с финской компанией. Он уже в реализации, уже строится гостиница. Причем, планируется построить очень большой комплекс. Сначала будет сдаваться трехзвездочная гостиница, а следующая гостиница будет уже четырехзвездочная. Это очередное высотное здание в районе гостиницы «Большой Урал». Второй крупный проект, с которым мы сегодня работаем – это, в основном, наш инвестор, который владеет Трансотелем. В качестве участника этого проекта выступает всемирно известная фирма «ACCOR». У хозяина этой фирмы 4 тысячи отелей в 140 странах мира.

Третий международный проект – строительство итальянской деревни, где тоже предусматривается возведение отеля, инфраструктуры для новых производств, бизнеса, сферы торговли и досуга.

Вообще, на разной стадии создания, от замысла до строительства, находится сегодня 21 гостиница. Но нам для того, чтобы выглядеть достойно, нужно минимум 6000 номеров (сегодня в городе около 2000 номеров гостиничного фонда). То есть здесь рынок очень перспективный.

– Какие инвестиционные проекты планируется осуществить на территории Екатеринбурга?

– Вопрос, который с точки зрения инвестиций для нас принципиально очень интересен, – это строительство мусороперерабатывающего завода. Сегодня в городе реализуется очень большой проект по возведению очистных сооружений стоимостью сотни миллионов рублей. Это Северные очистные сооружения, потому что у северной части города нет перспективы для развития без строительства этого объекта. На прошлой неделе закончились мои переговоры с Алексеем Воробьевым. И, в общем-то, мы определили те деньги, которые в качестве инвестиционной составляющей будут заложены в тарифе на водоотведение для того, чтобы строительство северных очистных сооружений было продолжено.

В то же время, для мусоропереработки нам нужен завод. Российс кая практика такова, что, к сожалению, это проекты экономически сложные, с очень длительным сроком окупаемости, поэтому настоящего, большого, мощного завода по мусоропереработке в стране нет, за исключением московского, который практически был построен на бюджетные деньги. Но мы этот вопрос не упускаем, то есть при малейшей возможности стараемся подтягивать инвесторов, по крайней мере, для проработки бизнес-плана.

Интересный проект с точки зрения инвестиций – это проект застройки Сити. Мы провели международный конкурс и сегодня имеем эскизные предложения, в каком виде он должен быть. Сейчас предложения дорабатываются и будут реализовываться. Думаю, что частично мы начнем реализацию уже в этом году.

Следующий вопрос – строительство выставочного комплекса. Закончился срок представления проектов на конкурс. Думаю, что в первой декаде марта будет оформлено окончательное решение по проектным предложениям по строительству выставочного комплекса, будут рассмотрены бизнес-планы. Участников, которые заявили и представили свои предложения по данному проекту, много: семь или восемь.

На этот год я ставлю задачу провести конкурс на возведение комплекса Европа-Азия. Это наш стратегический проект. Новый комплекс Европа-Азия станет одной из достопримечательностей города, и с точки зрения привлечения туристов нам нужно иметь этот объект. В 2004 году будет проведен конкурс, разработано архитектурное решение, привязка к местности, бизнес-проект. Я думаю, что в следующем году мы начнем его строить. Ученые провели соответствующие исследования: выявлено несколько перспективных мест, где граница Европа-Азия пересекает границу большого Екатеринбурга. Причем было бы интересно найти точку в черте города, где она пересекает Московский тракт. Хотя, конечно, можно строить и по Полевскому тракту.

– В конце 2003 года в Екатеринбурге обсуждались вопросы создания Большого Евразийского университета. Как, по Вашему мнению, реализация такого проекта скажется на развитии города?

– Проект строительства Большого Евразийского университета родился при разработке стратегического плана развития Екатеринбурга. Участие администрации в этом проекте чисто организационное, и самое главное, что в генеральном плане города, который разработан, зарезервировано очень большое пространство под это строительство.

Естественно, деньги на строительство этого крупного университета пойдут не из городской казны, а будут аккумулированы государством из бюджетных и внебюджетных источников.

Проект очень длительный, то есть за год его не реализуешь. Но в будущем, в перспективе – это появление совершенно нового района города, который расти будет от вузов. Туда постепенно будут переведены все институты города. Думаю, что со временем должны произойти организационные трансформации и в самой системе высшего образования Екатеринбурга, то есть наличие такого количества высших учебных заведений относительно узкой направленности в будущем станет нецелесообразно, все равно будем постепенно стремиться к той системе крупных университетов, которая сложилась на Западе.

– Не опасаетесь ли Вы, что появление в Екатеринбурге крупных иностранных банков, таких, как Райффазенбанк и «Банк Сосьете Женераль Восток», серьезно обострит конкурентную ситуацию на рынке банковских услуг?

– Во-первых, я думаю, что экономическое пространство нуждается в крупных финансовых институтах. К сожалению, собственно екатеринбургские банки – это, в основном, банки малые и средние. И для того, чтобы поднять по-настоящему крупный проект, у них собственного капитала просто не хватит. В этом смысле мы заинтересованы в том, чтобы крупные финансовые институты здесь присутствовали и давали возможность подобные вопросы решать.

Сказать, что я очень сильно опасаюсь прихода этих банков, наверное, неправильно, потому что все-таки они приходят не на пустую площадку, они приходят туда, где уже сформировалась система взаимоотношений клиент-банк, связи, которые присутствуют, окрепли, участники этих отношений друг друга понимают и в большей степени все потребности клиентов удовлетворяются. Крупные проекты – это ведь разовые проекты. В основном банк должен обслуживать текущую деятельность, и в этом смысле многие наши банки достаточно хорошо организованы, технически оснащены, интегрированы в российскую и мировую систему. Они полностью конкурентоспособны в этой части. Эти банки, конечно, не могут дать кредит на 100 миллионов долларов, но обслужить конкретного клиента в текущем режиме они в состоянии. Поэтому я не скажу, что меня очень сильно пугает приход мощных зарубежных банков. Дело в том, что крупные финансовые институты приходят и выбирают себе тот сегмент рынка, на который они претендуют, то есть они не собираются накрывать все пространство. Пусть приходят.

– Какова политика Администрации Екатеринбурга в отношении малого и среднего бизнеса?

– Если говорить о политике, то, в первую очередь, это предсказуемость, отсутствие каких-либо резких изменений в проводимом курсе. Это оказание помощи и поддержки в плане обретения мелким и средним бизнесом площадей для реализации своих планов. Ну а предсказуемость – в первую очередь, с точки зрения налоговой политики, арендной платы. В этом смысле мы достаточно последовательны, никаких революций не устраиваем.

Ну и еще один момент, который всегда в городе отстаивался – это ориентация на требования закона. Мы не допускаем силовых переделов. И сегодня структуры, которые склонны к таким действиям, натолкнутся на очень жесткое, очень конкретное сопротивление со стороны администрации. Это чрезвычайно важно, и многие представители малого бизнеса высказывают нам благодарность за то, что никакого беспредела в Екатеринбурге не происходит.

Беседовал Борис Ярков


Другие материалы по теме: