«Уральский рабочий» и Юлия Санатина говорят, что «За все приходится платить»

17 марта 2004 (10:06)

В том числе и за относительное экономическое благополучие: развитая промышленность, обеспечивающая поступления в бюджет и сносную зарплату трети трудоспособного населения Свердловской области, увы, весьма интенсивно отравляет воздух, воду и почву нашего региона.

— Наличие у нас в области большого количества промышленных предприятий само по себе обусловливает сложность экологической обстановки, -констатирует заместитель министра природных ресурсов Свердловской области Галина Пахальчак.

Недаром у нас ежегодно, нынче уже в 14-й раз, проводятся международная выставка «Уралэкология. Техноген-2004» и конференция, посвященная экологическим проблемам промышленных регионов. О том, в каком состоянии сегодня экология области, и шла речь на вчерашней пресс-конференции, в которой, помимо замминистра, приняли участие заместитель начальника главного управления природных ре-

сурсов и охраны окружающей среды Минприроды РФ Александр Александров и представители Уральского института металлов.

Надо сказать, гигантскими цифрами, характеризующими загрязненность окружающей среды, наше население уже не напугаешь. Особенно жителей 13 территорий, признанных наиболее неблагополучными, таких как города металлургов Нижний Тагил, Краснотурьинск, Каменск-Уральский, и другие. Или Екатеринбург, население которого, кстати сказать, в последние годы в большей степени страдает не от заводских труб, а от выхлопных: автотранспорт дает нынче свыше 75 процентов вредных выбросов в атмосферу областного центра. И нормальные экологи, в отличие от гринписовцев, не кричат о необходимости закрытия всех опасных производств, а думают о том, как минимизировать их вредное влияние и очистить нашу землю от уже накопленных отходов.

Ряд программ федерального, областного, муниципального значения на протяжении нескольких лет работают на территории Свердловской области и дают свои результаты. К примеру, программа переработки техногенных образований (главным образом отвалов металлургических предприятий, где накоплено около 8 миллиардов тонн отходов) включает в себя полторы сотни различных проектов. Как сообщил заместитель директора института металлов Юрий Сорокин, все они самоокупаемые, и полученный от их реализации экономический эффект уже в 4—5 раз превысил затраты на осуществление этих проектов.

По данным областного министерства природных ресурсов, в прошлом году на областные целевые экологические программы было потрачено из бюджета 148 миллионов рублей. В этом году планируется израсходовать на эти цели 220 миллионов, плюс 195 млн. рублей составят субвенции муниципальным образованиям на проведение природоохранных мероприятий. В целом же, говорит Г. Пахальчак, на решение экологических проблем расходуется в год свыше двух миллиардов рублей: основные расходы несут сами загрязнители, промышленные предприятия. Так, в качестве положительного примера можно привести НТМК, который, модернизировав оборудование, за 10 лет снизил вредные выбросы более чем в 3,5 раза.

Вообще, по словам А. Александрова, на загрязнителей окружающей среды сегодня эффективнее всего воздействовать экономически: за вредные выбросы обязаны платить все, но если предприятие превышает установленную для него норму, сумма платежа Существенно возрастает — до 25 раз. Плюс к этому существует система штрафов, которые наши крупные предприятия платят, увы, регулярно — после каждой проверки. Может быть, отчасти по этой причине, несмотря на рост в последние годы промышленного производства, объем выбросов не увеличивается, а даже снижается.

Впрочем, собственники металлургических заводов лишь делятся частью своей немалой прибыли. А вот жителям неблагополучных городов приходится расплачиваться за блага цивилизации здоровьем. Ведь по оценке областного министерства природных ресурсов, экологическая обстановка у нас хоть и не катастрофическая, но продолжает оставаться весьма сложной.


Другие материалы по теме: