«КоммерсантЪ-Урал» и Игорь Сергеев рассказывают, как происходит «Потеря крепости»

23 марта 2004 (08:54)

Урал переходит на слабоалкогольные напитки

Урал традиционно относился к северной модели потребления алкоголя, поэтому на алкогольном рынке здесь всегда доминировали крепкие напитки. Статистика утверждает, что предпочтения уральцев меняются. Лидер продаж – водка – постепенно уступает позиции виноградным винам и другим слабоалкогольным напиткам. Эксперты считают — в будущем эта тенденция сохранится, поскольку она вызвана повышением уровня жизни свердловчан и развитием общей культуры винопития в России.

По данным областного министерства сельского хозяйства, за 2003 год в Свердловской области было продано спиртных напитков на 15 млрд руб. (порядка 14 тыс. дал), что на 25% больше, чем в 2002 году. Специалисты отмечают, что за этот период в структуре реализуемого алкоголя произошло существенное изменение: на 7% сократилась доля крепких алкогольных напитков (сейчас она составляет около 65%), и резко (на треть) возросла доля виноградных и плодовых вин. Сегодня они уже составляют 25% всех продаж. В настоящее время на алкогольном рынке области работает порядка 90 операторов, имеющих «Аттестаты аккредитации». Самые крупные из них: «Омега-Спирит-Групп», «Русьимпорт-Екатеринбург», «Урал — Премьер Трейд», «Инвина», «Оде Ви», «Уральская вино-водочная компания» и «Уралторгсервис». Специалисты отмечают, что рынок алкогольной продукции сегодня структурирован в основном по ценовым нишам. Так, компания «Русьимпорт-Екатеринбург» (дочернее предприятие московского холдинга «Русьимпорт») позиционируется в высоком ценовом сегменте импортного алкоголя. Головная компания — эксклюзивный дистрибьютор в России лидера немецкого виноделия «Peter Mertes», французских мастеров «Ле Гранд Ше де Франс» и других грандов. Среди партнеров компании «Урал — Премьер Трейд» крупнейшие в России производители и поставщики алкогольной продукции. Компания является эксклюзивным представителем молдавского винопроизводителя «Крикова Акорекс» в Уральском регионе. Ценовая ниша — от «медиум» до «премиум». Компания «Инвина» — эксклюзивный представитель таких производителей, как «Dionis Club», «Веда», «Омсквинпром», крупнейший дистрибьютор корпорации «LAVINA».

Как отмечают специалисты, в последние несколько лет рынок алкоголя Свердловской области переживает структурные изменения. В частности, наблюдается активное падение интереса к крепким алкогольным напиткам и, напротив, растет спрос на слабоалкогольные. По сведениям крупных оптовиков, сегодня лидерами продаж являются натуральные виноградные вина. «В основном это качественные французские, болгарские вина по цене от 100 (уровень классических молдавских вин) до 400 рублей», — отмечает генеральный директор ООО «Рустимпорт-Екатеринбург» Лариса Логачева. По ее словам, более дорогие вина, от 500 до нескольких тысяч рублей за бутылку, продаются в меньших количествах. Их, как правило, реализуют в бутиковых магазинах и ресторанах. Что касается более дорогих напитков (дороже 15 тыс. руб.), их дилеры поставляют исключительно под заказ.

Кроме того, набирают популярность вина из стран так называемого Нового Света — Аргентины, Чили и т.д. Специалисты объясняют это тем, что эти винопроизводители начали работать по классическим французским и итальянским рецептам. Кроме того, благодаря хорошему климату и наличию собственных виноградников некоторые чилийские и аргентинские напитки (например, столовые вина) по цене сопоставимы с молдавскими (от 100 до 200 руб.), что немаловажно для российского рынка.

Руководители оптовых компаний объясняют изменение потребительских предпочтений в сторону вина несколькими причинами. «Растет платежеспособность населения, и это отражается на том, что потребитель начинает выбирать продукцию премиум-сегмента — более дорогие и качественные вина. Но это общая тенденция, связанная с тем, что, с одной стороны, растет уровень жизни, с другой — потребитель становится более искушенным. Если 10 лет назад все было в новинку, то сегодня в ассортименте магазинов тысячи самых различных алкогольных напитков», — считает генеральный директор «Омега-Спирит-Групп» Кирилл Шлаен. «Люди стали разбираться в хорошем вине, начали понимать, что приятнее проводить время с некрепкими алкогольными напитками, которые дают возможность расслабляться постепенно», — убеждена маркетолог компании «Инвина» Юлия Кошкина.

Некоторые специалисты отмечают, что на изменение структуры спроса повлияло и снижение цен на ввозимую продукцию. «Европейские вина — испанские, французские, итальянские — по цене начинают приближаться к лучшим молдавским винам, становясь доступными большему кругу потребителей», — считает господин Шлаен.

По прогнозу специалистов, к концу нынешнего года доля натуральных вин на рынке Среднего Урала достигнет уже 30%, а к 2006 году — 40%. Хотя лидером продаж по-прежнему будет водка, которую сегодня предпочитает 65% покупателей алкогольных напитков.

ИГОРЬ СЕРГЕЕВ


Другие материалы по теме: