Банки и предприятия АПК: перспективы сотрудничества

Ряд достаточно крупных и вполне преуспевающих уральских банков в настоящее время активно работает с предприятиями АПК.

Снижение доходности банковских операций спекулятивного характера, мотивированное общей тенденцией к стабилизации экономики, создает для банков необходимость поиска новых высокодоходных и емких рынков кредитования. Но даже в этой непростой ситуации далеко не все банкиры обращают внимание на возможности кредитования отечественного агропромышленного комплекса (АПК). Отчасти это обусловлено существованием стереотипа об убыточном и депрессивном характере российского сельского хозяйства в сочетании с тем фактом, что сельское хозяйство никогда не играло определяющей роли в экономике Свердловской области. Несмотря на это, для некоторых достаточно крупных и вполне преуспевающих уральских банков работа с предприятиями АПК становится одним из основных направлений деятельности.

АПК как потребитель банковских услуг

По специфике своей деятельности предприятия АПК делятся на производящие и перерабатывающие. К перерабатывающим относятся молокозаводы, мясокомбинаты, предприятия мукомольной и комбикормовой промышленности. К производящим предприятиям относятся сельхозкооперативы и птицефабрики. Крупные компании перерабатывающей отрасли в борьбе за поставщика первичной продукции вынуждены координировать деятельность находящихся на сопредельных территориях хозяйств, выступая инициаторами модернизации средств производства и, с другой стороны, размещая заказы на поставку тех или иных продуктов посредством ее частичной предоплаты.

В Свердловской области наиболее развитым сегментом АПК является птицепром. Область дает свыше 10% общероссийского производства мяса бройлеров и более 5% производства яиц. Учитывая, что население области составляет 3,16% от населения РФ, на региональном уровне потребности населения в продукции птицепрома закрываются полностью.

В гораздо меньшей степени местные предприятия АПК обеспечивают потребности населения области в продуктах мясного и молочного животноводства (что вызвано отчасти и традиционно низким показателем количества пахотных земель на душу населения: размер посевных площадей автоматически ограничивает размер находящегося в области поголовья). Кроме того, областные производители мяса в принципе не способны выдержать конкуренции с аналогичной продукцией, ввозимой из соседних регионов, и импортируемыми мясопродуктами.

В молочной промышленности ситуация осложняется тем, что недопроизводство молочных продуктов – это проблема не только регионального, но и российского АПК. Согласно существующим санитарным нормам, потребление молока и молочных продуктов на душу населения должно составлять 300-400 литров в год. В России же производство молока на душу населения составляет около 230 литров в год, а по Свердловской области этот показатель ниже 150 литров. Дополнительная проблема состоит в том, что возможности транспортировки большинства молочных продуктов достаточно невелики. Поэтому нехватка таких продуктов в области лишь отчасти может быть компенсирована за счет импорта масла и сыров. В результате, при сохранении высокого спроса на молоко и молочные продукты, областные производители могут не опасаться конкуренции со стороны ведущих демпинговую политику регионов. Все это в сочетании со значительной массой платежеспособных потребителей, проживающих в крупных городах Свердловской области, создает предпосылки высокой рентабельности местной молочной промышленности и возможности для ее дальнейшего развития.

Высокая рентабельность в целом характерна и для областного овощеводства, несмотря на то, что здесь условия производства гораздо менее благоприятны, чем в хозяйствах, ориентированных на производство молока. Эта отрасль менее защищена от конкуренции с продукцией сельскохозяйственных регионов России, кроме того, сезонный характер производства выражен здесь гораздо ярче, что делает сельскохозяйственные кооперативы, специализирующиеся на производстве овощей, более зависимыми от банковских кредитов. Тем не менее, здесь есть и определенные ресурсы для получения конкурентных преимуществ, например, посредством экологической сертификации местной продукции.

Перспективы кредитования

В создавшейся ситуации наиболее удобными клиентами для банков представляются птицефабрики, в силу высоких темпов развития и достаточно крупных масштабов производства. Но количество предприятий в этом сегменте рынка кредитования невелико. В результате создается нездоровая конкуренция за право кредитования птицепрома, что ведет к резкому падению доходности таких операций. Кроме того, развитие ситуации на рынке сбыта яиц и мяса птицы довольно трудно прогнозировать в силу ее зависимости от целого ряда внешних факторов, таких, как размер квот на импорт куриных окорочков, уровень цен на мясо (которое является частичным субститутом мяса птицы), уровень цен на фуражное зерно и ГСМ. В то же время, нормально развитый сельскохозяйственный кооператив, занятый производством молока, как правило, полностью обеспечивает себя кормами. Этим обусловлена высокая стабильность развития такого рода хозяйств, темпы развития которых на предстоящий год могут быть достаточно точно определены по итогам уборки урожая в предыдущем году. Кроме того, в настоящее время на областном рынке переработки молочной продукции сложилась олигопольная конкуренция: 10 крупнейших перерабатывающих предприятий контролируют около 85% рынка.

На высокий потенциал этого сегмента кредитования предприятий АПК уже обратили внимание такие кредитные учреждения, как «СКБ-Банк», «Уралтрансбанк», «КМБ-Банк», а также ряд кредитных организаций, входящих в Уральский финансовый холдинг, таких, как КБ «Драгоценности Урала». В последнем доля кредитов, выданных предприятиям АПК в 2003 году, составила около 20% кредитного портфеля. Несмотря на это, для большинства кредитных учреждений Урала работа с предприятиями АПК все еще не вошла в число приоритетных направлений деятельности. С другой стороны, даже те банки, которые активно работают на этом рынке, зачастую испытывают острую необходимость более пристального изучения его состояния, а применяемые ими схемы кредитования предприятий АПК нуждаются в постоянной модернизации.

Опыт сотрудничества

В этих условиях очевидные конкурентные преимущества получает КБ «Драгоценности Урала», менеджмент которого в своем подавляющем большинстве имеет опыт сотрудничества с предприятиями АПК с 1997 года, приобретенный в рамках АКБ «Золото-Платина банк», также входящего в состав Уральского финансового холдинга. В результате специалисты банка не только ясно представляют себе все положительные и отрицательные моменты сотрудничества с предприятиями АПК, но и осознают истоки возникающих в этой области проблем.

По заявлению начальника управления по работе с АПК КБ «Драгоценности Урала» Григория Дулесова, кредитование предприятий АПК – одно из приоритетных направлений деятельности банка, особенно в настоящее время, когда наблюдается резкое повышение спроса на кредиты для проведения посевной. «Только за первые полтора месяца 2004 года мы выдали около 70 кредитов, что даже при наших масштабах деятельности является своеобразным рекордом: в среднем мы выдаем порядка 200 кредитов в год и, соответственно, от 10 до 30 кредитов в месяц в зависимости от сезона», – рассказывает Григорий Дулесов. Особым направлением деятельности как КБ «Драгоценности Урала», так и других кредитных организаций-участников Уральского финансового холдинга (например «Мечел-банка») является кредитование ОАО «Уралагрохолдинг», входящего в состав Уральского финансового холдинга.

Продукция этой компании в настоящее время составляет основную часть производства молока и овощей на территории Каменск-Уральского и Белоярского районов Свердловской области. Производство сконцентрировано в трех крупных сельскохозяйственных кооперативах, доля которых в совокупном производстве овощей в Свердловской области доходит до 20%. Продукция «Уралагрохолдинга» находит широкий сбыт и за пределами области, например, в ХМАО, где «Уралагрохолдинг» является одним из поставщиков ОАО «Сургутнефтегаз». Общая сумма полученных ОАО «Уралагрохолдинг» в 2003 году кредитов Уральского финансового холдинга составляет порядка 70 миллионов рублей.

Одним из наиболее перспективных клиентов КБ «Драгоценности Урала» является ОГУП «Ирбитский молочный завод», которое контролирует в настоящее время более 20% рынка молочной продукции, производимой из местного сырья. «Это предприятие привлекает достаточно большие средства для авансирования своих поставщиков, – рассказывает Григорий Дулесов. – Мы сотрудничаем с ним с 1997 года, и за это время предприятие получило порядка 40 кредитов на общую сумму около 160 миллионов рублей. В течение этого периода контролируемая им доля рынка молочной продукции, производимой из местного сырья, выросла более чем в два раза».

КБ «Драгоценности Урала» также весьма активно работает на рынке кредитования областных сельхозкооперативов, занятых производством сырого молока: в настоящее время около 70 из 330 существующих в области хозяйств такого рода являются клиентами банка. «Кредиты, выдаваемые предприятиям, занятым производством сырого молока, в основном носят сезонный характер и выдаются на один год, – поясняет Григорий Дулесов. – В основном они выдаются под залог молодняка крупного рогатого скота, поскольку залог основного стада и техники связан с определенными юридическими проблемами. С учетом дотаций, предоставляемых селянам из областного и федерального бюджетов, эти кредиты обходятся им примерно в 8-10% годовых. Кроме того, банк предоставляет под те же проценты кредиты на срок до трех лет на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования. Если до сих пор основную долю кредитного портфеля составляли сезонные кредиты, используемые хозяйствами, главным образом, на закупку ГСМ, запчастей и удобрений, то в последнее время резко увеличился спрос на кредиты второй группы».

Это обстоятельство, по мнению начальника управления по работе с АПК КБ «Драгоценности Урала», открывает широкие перспективы для новых форм сотрудничества с предприятиями агропромышленного комплекса: «Основным недостатком областных сельскохозяйственных кооперативов, специализирующихся на производстве молока, оказывается неэффективная организация производства. Если в странах Западной Европы в типичном хозяйстве обычно работает около 4 человек и содержится порядка 200 коров, дающих в среднем 7-8 тысяч литров молока в год, то в нашей области в обычном сельхозкооперативе работает от 300 до 400 человек и содержится от 600 до 1200 коров, дающих в среднем 2,5-3,5 тысячи литров в год.

В Свердловской области ситуация в целом лучше среднероссийской. Здесь ряд крупных хозяйств имеет надои свыше 6 тысяч литров в год, что позволяет им получать вполне приличную прибыль» – говорит Григорий Дулесов. По его мнению, банки в этих условиях должны не только выдавать кредиты, но и, в сотрудничестве с предприятиями перерабатывающей отрасли, научить селян правильно использовать взятые в кредит средства. По словам Григория Дулесова, в течение ближайших недель будет завершен реализуемый банком «Драгоценности Урала» совместно с ОГУП «Ирбитский МЗ» и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области проект по модернизации доильного оборудования в ООО «Прогресс», находящегося на территории колхоза «Дружба» Ирбитского района. В результате реализации проекта в ООО «Прогресс» будет установлена система беспривязного содержания коров и организован процесс их доения в доильном зале. Работы в этом направлении ведутся с августа 2003 г., в настоящий момент представители английской фирмы Fullwood Ltd. и шведской компании EuroAgro Ltd. заканчивают монтаж оборудования и наладку электронных систем. «Сразу после успешной реализации данного проекта мы готовы приступить к реализации 5-6 подобных проектов в области. В среднем модернизация производства в одном хозяйстве по такой схеме занимает от 6 до 9 месяцев», – поясняет Григорий Дулесов.

Выводы

Таким образом, отдельные сегменты агропромышленного комплекса Свердловской области в качестве потребителей банковских услуг обладают огромным потенциалом и высокой кредитоемкостью, а вложения в развитие предприятий, находящихся в этих сегментах, имеют высокую рентабельность. В этой ситуации региональные банки, обладающие богатым опытом сотрудничества с предприятиями АПК, получают возможность реализовать целый ряд перспективных программ в данной отрасли.


Другие материалы по теме: