«Деловой квартал» и Антон Казарин рассказывают, как проходит «Охота» Heineken на Урале»

5 апреля 2004 (07:57)

Heineken собирается построить пивзавод в Свердловской области, сообщил Эдуард Россель на прошлой неделе. Новость переполошила уральских пивоваров. Таких действий от крупнейших пивоваренных компаний страны ждут давно. Эксперты уже два года пророчат массированное наступление федеральных брендов на многочисленные местные марки.

Как рассказал «ДК» пресс-секретарь губернатора Евгений Красиков, поводом для заявления г-на Росселя послужило письмо из российского представительства Heineken, адресованное губернатору. В нем бизнесмены высказали пожелание построить на Урале завод стоимостью $40 млн. По словам г-на Красикова, в течение ближайшей недели-двух Урал посетит делегация во главе с руководителем концерна Heineken Тони Рюйсом. Уже известна точная дата встречи с пивоварами — 8 апреля.

В пресс-службе российского представительства концерна заявление уральского политика пока комментируют довольно скупо. Такое впечатление, что сведения попали в прессу раньше, чем планировалось. Анна Мелешина, специалист по связям с общественностью Heineken: Нам действительно интересен ваш регион. Мы это не скрываем и никогда не скрывали, но каких-то конкретных планов озвучить не можем, к сожалению. Насчет письма Эдуарду Росселю мне ничего не известно. Это все, что я могу вам сказать. Пока в компании нет даже однозначного решения, строить или покупать производство на Урале.

Голландский концерн Heineken — третий по размерам мировой производитель пива — стартовал в России позже всех, лишь в 2002 г. Тогда Heineken объявил о покупке питерского пивзавода Bravo International. К тому времени все главные конкуренты голландцев — Miller, Anheuser Bush, Interbrew, SAB — вовсю развивали свой бизнес в России.

Пивной рынок Урала, как считают эксперты, является вторым в России по своему потенциалу и уже сейчас сопоставим по объемам с пивным рынком Санкт-Петербурга. В прошлом году представители Heineken приезжали на «Патру» в период подготовки к продаже 25,5-процентного госпакета акций. Но, по сведениям анонимных источников на самой «Патре», питерцы были готовы вести переговоры о каких бы то ни было инвестициях, лишь получив контрольный пакет предприятия.

В последнее время большинство крупных пивоваренных компаний страны начали активно осваивать Уральский регион. Так, в январе «Балтика» ввела в эксплуатацию собственный складской терминал в Екатеринбурге площадью 7,5 тыс. кв. м и емкостью единовременного хранения продукции — 230 тыс. дал. Подобным складским хозяйством в городе могут пока похвастать лишь региональные производства компаний Coca-Cola и PepsiCo.

В Тюменской области 18 февраля 2003 г. ИМНС официально зарегистрировала ООО «Очаково» — дочернюю компанию ЗАО «МПБК «Очаково». Новое юридическое лицо намеревается строить пивобезалкогольный комбинат. Планируемая мощность будущего предприятия — 12 млн дал пива и 4 млн дал безалкогольных и слабоалкогольных напитков в год. Согласно плану, пуск пивоваренного производства будет осуществлен во втором квартале 2006 г., линии по розливу безалкогольной и слабоалкогольной продукции — во втором квартале 2007 г. Наконец, Sun Interbrew в августе 2003 г. консолидировала 100% акций Пермской пивоваренной компании, купив за 42 млн руб. 7,9% акций предприятия.

Пивные гиганты утверждают, что стремятся в регионы по причине сравнительно слабой конкуренции. Анна Мелешина: Мы уверены в одном — пиво у нас хорошего качества. Независимо от доходов уральцы его будут покупать, потому что нынешний потребитель больше ориентируется на качество. Оптимизм Heineken подкрепляется данными маркетологов. Многочисленные небольшие производства в провинции постепенно сдают свои позиции перед натиском федеральных и мировых брендов. Местные пивовары, как правило, работают в низшем или среднем ценовом сегменте, их продукция рассчитана на массового и не самого платежеспособного клиента. Однако в последнее время наметились тенденции перехода такого покупателя в более высокий сегмент — мэйнстрим. В свою очередь пивные концерны активно разрабатывают и продвигают предложения для «среднего пивного класса». Константин Алексеев, руководитель уральского подразделения компании Heineken: Я думаю, что на уральском рынке постепенно будут сокращаться доли екатеринбургской «Патры», нижнетагильского «Тапи» и каменского «Кампи». С недавних пор мы активно продвигаем бренд «Охота», который, на мой взгляд, составит серьезную конкуренцию той же «Патре». Да, это пиво немного дороже, но, с другой стороны, оно пользуется рекламной поддержкой на федеральном уровне.

Уральские пивовары пока спокойно оценивают ситуацию. Сергей Салыгин, пресс-секретарь компании «Патра»: Мы нормально относимся к такому повороту. Конкуренция, конечно, усилится, но Heineken, как и любая другая компания, имеет право прийти в любой регион. Кроме Heineken, у нас весьма активно действуют «Балтика», «Очаково», «Красный Восток». Это крупные, серьезные компании. Но даже при наличии многих сильных конкурентов мы свою долю удерживаем. Г-н Салыгин полагает, что со строительством завода ситуация на рынке кардинально не изменится.

статистика

В 2003 г. прибыль международной группы Heineken составила 798 млн евро при обороте в 9,2 млрд евро. Объем производства достиг 990 млн дал. По данным Объединенной финансовой группы, петербургский завод Heineken занимает седьмое место по продажам среди пивоваренных компаний в России, на его долю приходится около 4,3% российского рынка пива. В 2003 г. объем продаж Heineken в России составил около 33 млн дал.


Другие материалы по теме: