«Уральский рабочий» и Сергей Теплов говорят, что у нас не такая уж «Бедная страна»

9 апреля 2004 (09:48)

Эта тема, конечно, отвечает злобе дня, поскольку первое лицо нашего государства среди других наиважнейших задач выдвинуло и такую — преодоление позорной бедности почти трети населения России. Позорность явления и в том, что страна наша — одна из богатейших в мире. По своим потенциальным возможностям, разумеется. Да и реальное достояние ее тоже немалое. Некоторые наши граждане от жиру чуть ли не бесятся. Зачем, спрашивается, губернатору Чукотки вкладывать десятки тысяч долларов в развитие лондонского футбольного клуба? Футбол вроде не массовая игра чукчей.

Тогда зачем?

Или наш доморощенный олигарх, нажившийся на местной металлургии, потратил не меньше, чем чукотский губернатор, приобретя некие раритеты. Разве в России деньги девать некуда? Достаточно выехать хотя бы в сторону Ирбита, Сысерти или любого другого уральского города. И не только уральского. Горько не только потому, что у нас есть бедные. Они есть везде — ив Америке, и во Франции, и в любом другом самом благословенном уголке мира. А потому, что их непомерно много, и потому еще, что непомерно много сверхбогатых. Разница между противоположными социальными полюсами неестественно велика, а это политически опасно.

Опасное убеждение

В сознании миллионов людей прочно укрепилось убеждение, что богатство наших олигархов неправедно, что оно не умножено, начиная с нуля, как, например, у знаменитого Форда, а присвоено с помощью ловкого использования юридической казуистики, созданной, видимо, специально для таких находчивых ребят. А это сознание тоже общественно опасно, учитывая огромную армию малоимущих.

Ситуация обострялась и крайне нежелательной тенденцией все большего обнищания населения. Многие из россиян жили не только плохо, но с каждым годом все хуже. И так продолжалось до самых последних лет. Вот, например, пенсии. В долларах в 1995 году они равнялись в среднем 52,3, а в 2000 году всего 29.2, т. е. почти в два раза меньше. Сегодня - 61 доллар, т. е. немногим более, чем в 1995 году.

Одна из главных заслуг В. Путина в том, что ему удалось переломить гибельную для страны тенденцию обнищания россиян за счет разбухания доходов примерно 10 процентов избранных, которые все больше теряли родные корни, переводя активы за рубеж, скупая там дома, футбольные клубы, чтобы нескучно было проводить свободное время. Наиболее одиозные из них, типа Б. Березовского, выродились фактически во врагов России.

От края катастрофы мы, слава Богу и Президенту, отошли, но до процветания нам еще очень далеко. Поскольку речь зашла о пенсиях, то в самой бедной стране ЕС Португалии она составляет... 170 евро. Чувствуете разницу?

На задворках Европы

И все-таки уровень благосостояния населения определяет главным образом зарплата. Россия по этому показателю находится на сороковом месте в Европе из сорока шести исследовавшихся. Позади нас Молдавия, Белоруссия и Украина (это — выходцы из СССР, с похожим менталитетом), а также Албания, Сербия и Черногория, Болгария. Как заметил читатель, все прошли школу социализма. И кроме Албании, все относятся к славянскому роду-племени. У каждого из этих государств есть, видимо, своя ведущая причина отсталости. Сербы увлеклись военными разборками, развязав гражданскую войну на Балканах. Болгары вообще никогда не блистали богатством, как и албанцы. А как Россия? Что ей мешает?

В последнее время разговоров на эту тему немало. Информации хватает. Например, в 60 субъектах нашей Федерации (из 89) живут откровенно бедно, многие — на физиологическом уровне. К счастью, Свердловская область к этим изгоям не относится. Но если считать в целом, так сказать, брать температуру в среднем по больнице. И у нас немало медвежьих углов, где жить нормально невозможно и откуда люди разбегаются, а кто остался — нищенствуют. Недавно губернатор Э. Россель признал, что около 40 процентов промышленных предприятий области являются убыточными, у нас 1,5 миллиона квадратных метров не просто ветхого, но аварийного жилья и 160 тысяч бараков, по всем канонам уже не пригодных для проживания. И подчеркиваю, Средний Урал в этом смысле — не исключение.

А денег много

Парадокс в том, что денег в стране как никогда много. Золотовалютный резерв достиг почти 90 миллиардов американских долларов. Более чем вдвое только за один последний год увеличились рублевые и валютные вклады наших граждан в коммерческих банках. Однако похоже на то, что никто толком не знает, что делать с этими вдруг появившимися «лишними» деньгами. Во всяком случае не знал до самого последнего времени. Видимо, это одна из причин смещения прежнего правительства Касьянова, которое исповедовало старую, еще гайдаровскую идеологию: мол наше дело запустить рынок, а он сам подскажет, что и как надо делать. Рынок запустили, он все разрушил.

Но что строить?

Такая задача поставлена перед новым премьером, который должен обеспечить рост ВВП, побороть бедность, снизить инфляцию. Как? Пока не очень ясно. Говорят об изменении налогов, повышении зарплаты, ликвидации ее «теневой» составляющей, проведении административной реформы и т. д. Но это — федеральный уровень. А что в регионах? Именно здесь обеспечивается львиная часть доходов людей, особенно работающих.

Недавно областное руководство озвучило свое участие в решении задач, поставленных Президентом. Полагаю, сказано не все, но, видимо, немаловажное. Во-первых, мы, как всегда, уповаем на иностранцев. Концерн «Хайнекен» предложил построить пивоваренное производство. Будем воздвигать огромный магазин мелкого опта, где цены обещают быть ниже, чем в рознице, аж на 25 процентов. Особо подчеркнуто, что «это одно из направлений борьбы с бедностью». К строительству жилья намерены привлечь москвичей (компания СТС) и венгров. Но то, что москвичи дешево не работают, давно известно. Американский концерн NCH готов финансировать и строить СИТИ-центр, офисное здание Евразхолдинга, УГМК и т. д. Разумеется, все это увеличит число рабочих мест и зарплаты.

Можно, конечно, порадоваться за Екатеринбург, который развивается стремительно и неуклонно, превращаясь в город европейского масштаба и класса. А что остальная область? Центральная проблема — это структура нашей экономики. Многие предприятия разорены (повторяю — в области 40 процентов производств нерентабельно), НИИ и проектные организации растаскиваются по кусочкам, превращаясь в кафе, выставочные залы и салоны. Надо ставить на ноги заводы. Старые, говорят, не нужны. А кто организует новые где-нибудь в Ревде или Верхнем Тагиле? Другого способа дать людям работу, а значит, и заработок, нет. Как нет и другого способа возрождения страны и умножения ее ВВП.

Но что-то не видно людей, готовых не говорить, а работать, способных организовать. И не только в Москве, Питере или Екатеринбурге. Неужто будем ждать новых варягов? Но варягов не дождемся. На Дальний Восток придут китайцы, к нам на Урал — среднеазиаты, на юг — кавказцы. Кто у нас уже царствует на базах, базарах, мини-рынках? И в то же время, когда спросили россиян, тех, у кого еще нет своего дела, готовы ли они заняться для начала мелким бизнесом, даже если будут созданы для них идеальные условия, желающих нашлось всего два процента от опрошенных. Лень, боязнь или неверие? Видимо, и то, и другое, и третье. Вот от этого, граждане, нам и надо потихоньку избавляться. Никто, кроме нас самих, не вытащит нас из унижения бедностью. Желающий работать и заработать всегда ее найдет и заработает.


Другие материалы по теме: