«КоммерсантЪ-Урал» и Элла Бидилеева говорят, что «УГМК нашла китайского конкурента в борьбе за Удокан»

27 апреля 2004 (09:59)

Вчера на пресс-конференции генеральный директор УГМК Андрей Козицын рассказал о сырьевых планах компании. Медный холдинг будет осваивать уральские месторождения меди, но приоритетной задачей для компании остается получение лицензии на разработку Удокана (Читинская область). В числе потенциальных соперников за нее Андрей Козицын назвал не «Казахмыс», который считается конкурентом УГМК, а китайские медные компании.

Вчера на пресс-конференции генеральный директор УГМК Андрей Козицын рассказал о сырьевых планах компании. Медный холдинг будет осваивать уральские месторождения меди, но приоритетной задачей для компании остается получение лицензии на разработку Удокана (Читинская область). В числе потенциальных соперников за нее Андрей Козицын назвал не «Казахмыс», который считается конкурентом УГМК, а китайские медные компании.

Как уже писал «Ъ», вопрос о форме продажи лицензии на разработку третьего в мире по величине Удоканского месторождения меди ( разведанные запасы составляют 20 млн тонн руды), федеральные власти не могут решить уже в течение 3 лет. Напомним, что обсуждается два варианта проведения торгов — аукцион, на котором настаивает министерство экономического развития и труда РФ, и закрытый для иностранных инвесторов конкурс (его лоббирует УГМК). Медную компанию активно поддерживают власти читинской администрации.

Недавно вопрос о форме продажи лицензии вновь был поставлен на совещании в федеральном правительстве. На этом этапе он был решен не в пользу УГМК. Представители минприроды и минэкономразвития проголосовали за проведение аукциона. Если правительство России утвердит этот вариант, то участие в покупке лицензии смогут принимать и иностранные компании. Ранее среди основных претендентов на Удокан назывались две крупнейших игрока — УГМК и корпорация «Казахмыс» (Казахстан), которая даже учредила совместное с «Кыштымским медеэлектролитным заводом» предприятие «Росказмедь» для страховки на тот случай, если бы иностранные компании не допустили до покупки лицензии.

Однако вчера на пресс-конференции генеральный директор УГМК Андрей Козицын назвал среди сильнейших соперников на аукционе (если правительство одобрит этот вариант торгов) не «Казахмыс», а китайские медные компании. «С моей точки зрения, самыми вероятными победителями могут стать китайские предприятия», — заявил он. Свое мнение он объяснил тем, что «китайские компании дотируются государством». «Я не знаю, до какой суммы они готовы дойти, но это ближе им географически. К тому же, с ними трудно конкурировать — с государством Китай сейчас вообще сложно конкурировать, кому бы то ни было. И еще один момент — Китай прогрессирует по потреблению меди. Сегодня это уже почти 4 млн тонн. Собственной меди у них, которую они могут добыть и переработать в концентрат, на уровне 300 тыс. тонн. И больше не будет», — сказал господин Козицын.

При этом он подчеркнул, что УГМК будет участвовать в торгах в любом случае: будет назначен конкурс или аукцион. Дело в том, что уральские месторождения меди (недавно правительство Башкирии передало компании в управление госпакеты акций Бурибаевского ГОКа, Учалинского ГОКа, Башкирского медно-серного комбината и ОАО «Хайбуллинская горная компания») не смогут удовлетворить потребности медного холдинга в сырье.

Не исключено, что именно поэтому господин Козицын активно лоббирует вопрос об участии Торгово-промышленной палаты, в которой он возглавляет комитет по металлургии, в разработке поправок в федеральный закон «О недрах». Именно этот вопрос глава УГМК поднимал на последней встрече с премьер-министром России Михаилом Фрадковым: «Закон «О недрах», в той редакции, которой существует сегодня, уже устарел. Жизнь, условия, экономика изменились. Например, понятия конкурсов, аукциона — это то, что в сегодняшнем законе нужно строго регламентировать. Каким образом могут в них участвовать иностранные компании или не могут». Он также отметил, что в планах российского правительства рассмотрение проекта этого закона в августе 2004 года. «При том ритме, который задан на разработку этого закона, мы обеспокоены тем, что это происходит без участия всех заинтересованных сторон», — подчеркнул господин Козицын.


Другие материалы по теме: