Интернет-торговля: динамичное развитие

Одним из наиболее перспективных направлений бизнеса в настоящее время является интернет-торговля.

Юрий Рыбальченко

Согласно последнему исследованию аудитории Интернет online Monitor, проведенному компанией MASMI, до 16% посетителей российского сектора сети в последнее время совершали какие-либо покупки в сети, до 4,1% занимались интернет-трейдингом и 7,6% проводили банковские операции. Эти цифры наглядно показывают, что платежеспособная аудитория активно присутствует в российском Интернете и готова тратить здесь деньги. Екатеринбург в этом плане не является исключением.

На сегодняшний день развитая сеть Интернет предоставляет покупателю из Екатеринбурга возможность осуществлять покупки напрямую в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России, что фактически освобождает его от необходимости обращаться к посредникам и, соответственно, экономит до 5-10% от стоимости заказанного товара. В настоящее время некоторые разновидности дорогостоящей цифровой техники выгоднее заказать по Интернету, нежели приобретать у региональных дилеров.

Кроме того, фирмам, производящим торговые операции через Интернет, требуется меньше офисных помещений, выставочных залов и т.д., что ведет к снижению расходов и конечной цены товара.

Интернет-магазины Екатеринбурга

В настоящее время в Екатеринбурге уже существует достаточно большое количество фирм, предлагающие свои товары через Интернет.

К таким фирмам относятся, например, магазин «Титул», который занимается продажей отечественной и итальянской мебели для офиса, осуществляет доставку и сборку мебели в пределах города, и электронный магазин «ТелеПлюс», торгующий комплектами цифрового спутникового телевидения. На сайте Rossotel.ru можно приобрести сотовые телефоны и портативную электронику.

Есть свои интернет-порталы и у таких известных в Екатеринбурге торговых сетей, как «Казанова», где осуществляется торговля товарами интимного назначения и товарами для здоровья, общеукрепляющими и лечебными средствами, а также «Суперстрой» (торговля строительными и отделочными материалами).

Продажу через Интернет и доставку продуктов питания по городу осуществляют магазины «Интенсивник». Сеть магазинов «Интенсивник» образовалась в июле 1999 года, чуть позднее к ней присоединилась сеть «Алкона Плюс». На сегодня эта сеть состоит из четырех магазинов, расположенных в различных районах города, которые обслуживаются с централизованных складов, имеет собственное автохозяйство, цех фасовки и цех полуфабрикатов.

В последнее время можно говорить и об определенном внимании к вопросам развития екатеринбургской интернет-торговли со стороны органов государственной власти. Так, 25 марта 2004 года Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области и Ассоциация «АКСИТ» провели в Екатеринбурге конференцию «Практический опыт и перспективы развития интернет-коммерции в Свердловской области». В конференции, наряду с представителями крупнейших екатеринбургских интернет-магазинов и интернет-провайдеров, приняли активное участие заместитель председателя Правительства Свердловской области, министр сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Чемезов, заместитель министра торговли, питания и услуг Свердловской области Надежда Шестакова, а также некоторые другие функционеры областного правительства.

Схема осуществления покупки

Большинство существующих схем покупки товаров на сайтах интернет-магазинов имеет целый ряд общих черт. Как правило, покупатель выбирает товар и помещает его в так называемую «корзину». В некоторых интернет-магазинах практикуется заполнение электронных форм с указанием личных данных и реквизитов «по западному образцу». Дискуссия об удобстве оформления покупки в Интернете идет с момента начала электронной торговли. Необходимость заполнять огромные формы с персональными данными, которые вовсе не требуется обнародовать в традиционных магазинах, по мнению многих критиков, является одним из основных тормозящих факторов в развитии повсеместной электронной торговли. Все участники рынка активно борются с этой проблемой, однако рисковать безопасностью собственного магазина никто не намерен, и прогресс в этой области идет медленно и сложно. Поэтому все большее распространение получает способ осуществления покупки «одним кликом», а потом, в зависимости от формы оплаты, идет немедленное перечисление средств на счет магазина с банковского счета или «электронного кошелька», или же счет высылается клиенту по электронной почте. В этом случае иногда требуется подтверждение покупки через Интернет или электронную почту.

Формы оплаты

Если способы покупки товара через Интернет не отличаются разнообразием, то оплата сделанной покупки может производиться самыми различными способами. В настоящее время покупатели оплачивают товар, купленный через сеть Интернет, как минимум, 4 различными способами.

Во-первых, наличными курьеру. Этот способ имеет два существенных ограничения: сразу ограничивается возможность доставки товара за пределы одного города, и, чтобы не нарушать законодательство РФ, товар придется снабжать кассовым чеком.

Во-вторых, посредством кредитной карты. Существует программное обеспечение, которое, будучи установлено на Web-сервере, обеспечивает оплату по таким картам. Как правило, покупателю предлагается ввести номер кредитной карты, срок ее действия. По этим данным вычисляются (и могут запрашиваться для проверки) другие параметры: тип кредитной карты (Visa, MasterCard, и т.д.) и имя ее владельца. Этих данных достаточно, чтобы осуществить платежную транзакцию (перевод денег со счета покупателя).

В мире существует несколько общепризнанных биллиногвых систем, у которых заключены соглашения с карточными платежными системами, предоставляющие право осуществления транзакций с помощью карт этих систем.

В России такой способ оплаты еще не получил широкого распространения, так как отечественные интернет-трейдеры находятся на особой заеметке у биллинговых систем. Поэтому даже легальные кредитные карты из России могут быть не приняты к оплате через Интернет.

В-третьих, через специализированную платежную систему Web-money. Существует ряд систем, предназначенных для платежей через Интернет «одним кликом». Проблемы безопасности в этом случае решены на качественно ином уровне, который можно признать вполне допустимым. Одна из таких систем, уже начинающая распространяться в России, это – учетная система WebMoney Transfer.

Она обеспечивает проведение расчетов в реальном времени посредством учетных единиц – титульных знаков WebMoney (WM). Управление движением титульных знаков осуществляется пользователями с помощью специальной клиентской программы. Системой поддерживается несколько типов титульных знаков, обеспеченных различными активами и хранящихся на так называемых электронных кошельках (своеобразном компьютерном счете пользователя):

WMR – эквивалент русских рублей (на R-кошельках),

WME – эквивалент евро (на Е-кошельках),

WMZ – эквивалент американских долларов (на Z-кошельках),

WMU – эквивалент украинских гривен на U-кошельках.

Операции по обмену титульных знаков на заявленный денежный эквивалент осуществляются так называемыми гарантами. Гарантом по WMR-операциям является автономная некоммерческая организация «ВМ-Центр», представляющая WebMoney Transfer на территории России. Гарантом по WMZ- и WME-операциям выступает компания Amstar Holdings Limited, S.A. Гарантом по WMU-операциям является компания ООО «Украинское Гарантийное Агентство».

Система WebMoney в пределах русского Интернета пользуется особенным спросом в онлайновых казино, а также в интернет-магазинах, распространяющих книги, видеокассеты и CD. Однако в повседневном обращении она распространена мало.

В-четвертых, банковским или почтовым переводом на расчетный счет или наложенным платежом. Несмотря на длительное прохождение денег и трудность автоматизации, этот способ является сейчас наиболее распространенным и удобным для организаций.

Выводы и перспективы

Наиболее перспективным видом товаров при продаже через Интернет традиционно считается тот товар, который может быть немедленно доставлен покупателю. Накладные расходы при его продаже невелики или сводятся к нулю, а прибыльность может достигать астрономических цифр. В России же, где процветает аудио- и видео-пиратство, достаточно привлекательными группами товаров являются программное обеспечение, в том числе и shareware, а также уже упомянутые текстовые материалы газет и журналов, в том числе электронные книги, приобретающие все большую популярность. Рынок shareware, или программ, которые продаются только через Интернет, по некоторым данным, на сегодня составляет в России около 12 миллионов долларов.

Принцип мгновенной покупки максимально реализуется именно с программными средствами, фотографиями или музыкальными произведениями: они начинают скачиваться немедленно после проведения оплаты. Большую популярность приобрела в последнее время покупка пин-кодов для универсальных пластиковых карт – телекоммуникационных, сотовой связи и т.д. Мгновенное получение требуемого кода существенно упрощает этот процесс.

В целом эксперты очень позитивно оценивают перспективы развития интернет-торговли в России. По мнению аналитиков, в настоящий момент интернет-магазины, по сути, являются воплощением последних тенденций электронного маркетинга. Их основные преимущества – это легкость и доступность выбора, возможность получить подробную информацию о покупаемом товаре. Кроме того, это дополнительный сервис: с помощью Интернета товар может приобрести даже человек, который целый день занят на работе и не может позволить себе ходить по магазинам. По мнению ряда экспертов, можно говорить о том, что в будущем привычные магазины будут вытеснены интернет-магазинами и различными службами доставки. Темпы развития интернет-торговли в Екатеринбурге во многом подтверждают эти благоприятные прогнозы.


Другие материалы по теме: