«Финансовые известия»: А. Лившиц. Как правильно урезать полномочия власти

29 марта 2004 (07:23)

Короткая стрижка

В прошлом правительстве был вице-премьер Борис Алешин. Занимался административной реформой. Собирал с ведомств перечни функций. Изучал. Сортировал. Раскладывал на кучки.

Алешин был похож на археолога. Чем глубже копал, тем больше поражался. И удивлял других. Толщиной бюрократического хлама.

Ощущения знакомы. Испытал сам. Когда осваивал кабинет министра финансов. Зашел, помню, сотрудник из «местных». Полез в шкаф. Достал инструкцию. Подписана Серго Орджоникидзе... Любуясь эффектом, пояснил: «До сих пор никто не отменил. Так что действует».

Реформаторы проверили около пяти с половиной тысяч государственных полномочий. Обнаружилось, что сегодня нужна примерно половина.

Что делать с остальными? Их разделили на две части. Решили: первую можно спокойно отрезать. И выбросить. Отживший фрагмент. Только мешает бизнесу. Провоцирует коррупцию. Порождает бессмысленную растрату бюджета. А вот вторую часть лучше сохранить. Но государству тут делать нечего. Справятся и без него. Частный сектор, союзы предпринимателей, саморегулируемые организации (СРО) и т.д.

Взять, скажем, Ассоциацию российских банков. Типичная СРО. Пусть контролирует своих. Занимается сбором информации, экспертизой, анализом, оценками, аккредитацией. А ЦБ оставить надзор. Употребление власти. Провинился банк – по шее. Вплоть до отзыва лицензии. Такие же СРО есть, наверное, у мукомолов, мясников, сыроделов, мастеров обувных дел. Вот и флаг им в руки. Туда же – бывшие функции государства. Пусть забирают. Вместе с ответственностью.

Вроде бы план хороший. Но потом сменилось правительство. И ситуация малость помутнела.

Алешина перебросили на промышленность. Раскопки опустели. Как бы травой не заросли. Чего, по-моему, допустить нельзя. Надо рыть дальше. Просеивать.

Пока посмотрели лишь бумаги. Положения о ведомствах. А ведь немало власти чиновник загребает себе сам. Нужен какой-то регламент. Для укорота рук. Прежнее правительство обещало: скоро будет. Ушло в историю. Появились сменщики. Молчат. Ну и где регламент?

Дело, однако, не только в нем. Правительство Касьянова затеяло большую стрижку. Чтобы ведомства выглядели опрятно, современно. Построило их в очередь. Изготовилось. Достало ножницы. Но парикмахеров вдруг уволили. А клиентура стала отползать.

Многие конторы сгинули. Вместе со своими функциями. Нужными и ненужными. Возникли новые министерства. Службы. Агентства. Начинают жизнь. С чистой страницы. Пишут положения о себе. Набивают в них полномочия.

Придется снова возиться с ведомственными бумагами. Вычеркивать функции. Коротко стричь. Нелегкая работа. Мучительная. Поскольку усмирять надо своих. Братьев по аппарату. Приятелей. Передовые чиновники будут бороться с отсталыми. Бюрократы с бюрократами. Страшное зрелище...

Допустим, что реформаторы победили. Что дальше? Переделка законов. Значит, визиты к депутатам. Но к ним придут не только реформаторы. Объявятся старые друзья. Из «обиженных» ведомств. Которым без полномочий – труба. Сообща поднимут шум. Насчет ослабления государства. Схватка за функции будет ожесточенной. Несмотря на всю лояльность Госдумы.

Полномочия региональной бюрократии. Пока непаханое поле. Может зарасти сорняками. Если местные чиновники овладеют позициями, с которых уйдут федералы. Успеют укорениться – потом не выдернешь. Центру нельзя медлить. С повсеместным сносом ненужных функций. Смогут ли? Трудно сказать. Пока ничего не говорят даже о том, как собираются это делать.

Еще одна проблема – подключение негосударственных регулировщиков. Может получиться так: государство уже выбросило какие-то обязанности, а бизнес и СРО еще не подобрали. Но выполнять-то их надо. Вакуум власти опасен. Синхронизация приемосдачи – вот над чем стоит подумать.

Административная реформа станет, пожалуй, самой тяжелой. И продолжительной. Смысл понятен: убавить власть бюрократа. Главное – реальная чистка функций. Без нее ничего не получится. А перекройка правительства останется малосодержательным мероприятием. Движением лиц. В разные стороны. Заселением кабинетов. Выяснением – у кого сколько замов. И кто тут главный... Мило. Но мало. Для того, чтобы называть это реформой.


Другие материалы по теме: