«Областная газета» и Татьяна Мостон воюют «Око за око, метр за метр»

25 мая 2004 (11:39)

В ноябре этого года депутаты собираются принять новый Жилищный кодекс. «Действующий Жилищный кодекс на 70 процентов устарел, — заявил председатель комитета Госдумы по строительству Павел Крашенинников. – Нет нормальных правил игры в жилищной сфере, а единые федеральные правила отсутствуют». Что же за новые правила игры предлагают разработчики проекта? Их множество, и придуманы они так ловко, что мяч будет лететь всегда только в одни ворота. В чьи – об этом и пойдет речь.

Давать квартиры в собственность граждан больше никто не собирается. Жилье «общественное», как оно называлось в старом кодексе, будет даваться только по договору социального найма, договору найма, договору поднайма. Кроме этого, будут служебные жилые помещения и специализированные дома. Остановимся на каждом из видов жилья поподробнее.

Про договор социального найма наша газета уже писала. О том, что право на получение квартиры, кроме определенных категорий льготников, дается гражданам, чьи доходы ниже определенного уровня. Пока этот уровень даже не намечен. Власти регионов должны будут принимать его сами, чем будут поставлены в очень скользкое положение. Если сделать уровень высоким, очередь на получение жилья будет преогромной, ни один бюджет ее не выдержит. Если планку снизить, большая часть населения не сможет реализовать свое конституционное право на жилье.

Возможно, за этот уровень примут величину прожиточного минимума. На I квартал 2004 года она составила в расчете на душу населения 2279 рублей. Значит, если ваш доход на одного члена семьи хотя бы на рубль выше, вы уже лишаетесь права на получение квартиры. И что делать? Как решать жилищную проблему? Ипотечное кредитование предполагает тоже определенный уровень дохода. Минимальная зарплата, позволяющая взять в кредит 100 000 рублей сроком на двадцать лет, 4164 рубля. В Екатеринбурге, допустим, на эти деньги можно купить только собачью конуру в зоомагазине, да и то не всякую. А в области, пожалуй, можно приобрести комнатушку.

А вот как быть тем, чьи доходы лежат между этими цифрами: больше 2279 и меньше 4164? Эта категория граждан, и не такая маленькая, не в состоянии будет ни купить квартиру, ни получить. Заключить договор найма? Смотря где. В столице Среднего Урала такого дохода не хватит даже на аренду комнаты. Значит, если не сбрасывать со счетов ни одного нуждающегося в жилье, как того и требует Конституция РФ, уровень дохода, подтверждающий право на получение жилья по социальному найму, должен быть не ниже минимальной зарплаты, позволяющей взять ипотечный кредит. А человек, находящийся на этой грани, должен сам решать: будет он покупать свою квартиру или ждать бесплатную, но чужую. Пойдут ли на это те, кому будет доверено этот уровень устанавливать? Чтобы решение было не популистским, а взвешенным, а очередь не затягивалась на десятилетия.

Депутат Госдумы Галина Хованская утверждает, что при решении о праве человека на социальное жилье будет учитываться не только зарплата, но и имущество. Вот уж где простор мошенничеству и махинациям! Как оставаться неимущим, имея все, граждане уже знают, благо, есть с кого брать пример. Чем больше родственников, тем меньше ты можешь иметь сам. Есть на кого всяческую недвижимость оформить. Вот так. Хотели, как лучше – помочь малоимущим квартирами. Не получилось бы, как всегда – кто успел, тот и съел. Поэтому и необходимы какие-то более четкие ориентиры в законе, принятые на федеральном уровне. Об этом же говорят и многие депутаты, в том числе уже упоминавшаяся Г. Хованская: «Должен быть несколько иной критерий, вот о нем сейчас и думают, как его определить для применения в жилищной сфере».

Договор найма – тоже нововведение проекта. Он заключается на срок до 5 лет, по истечении которого вас из квартиры могут выселить. Но еще интереснее статья о договоре поднайма. Ушлые люди могут взять у муниципалитетов внаем целые дома и затем сделать их «доходными». То есть образуется целая прослойка «хозяев», которые платят за найм одни деньги, а с жильцов берут совсем другие.

Из служебных помещений вас тоже могут выселить достаточно легко, из общежитий, если окончен срок учебы или «прекращены трудовые отношения с предприятием», причем «со всеми проживающими с вами лицами без предоставления другого жилого помещения».

Кроме того, к так называемым специализированным домам относятся общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты, гостиницы-приюты, специальные дома для беженцев и вынужденных переселенцев – это все понятное назначение. А вот что за дома прописаны под 6 пунктом статьи – «жилые дома системы органов социальной защиты, а также дома иного специального назначения». Что это за специальное назначение? Загадка. Может быть, это будут дома, в которые переселят должников, соберут бомжей? В проекте – никаких объяснений.

Нашумевшая поправка о выселении за долги в проекте тоже присутствует, причем к долгам по оплате жилищно-коммунальных услуг добавляются долги за невозвращенный кредит. И 6 метров по нормам общежития здесь, и 6 месяцев срока. Может, для этого и запланированы эти дома спецназначения? Об этом давно мечтают банкиры и управленцы от ЖКХ. С одной стороны, если риски ипотечного кредитования будут снижены, банкиры, может быть, снизят проценты по кредитам. А с другой стороны – могут и не снизить. Зачем, если и под такие проценты народ кредиты берет. (Например, в Японии ставка составляет 1,82 процента, в Англии - 3,69, в России - 15-29 процентов).

Кстати, о метрах. Если не вдумываться, новый закон покажется более чем щедр – если в действующем записана норма в 12 квадратных метров, то в проекте – 15. Но эта щедрость так обманчива и коварна! Ведь если раньше говорилось о 12 метрах жилой площади, то сейчас о 15 метрах, но общей! Если прежде семье из двух человек требовалась квартира с комнатой не менее 24 метра, то сейчас их преспокойно можно поселить в квартиру – 30-метровку. Понятно, что площадь комнаты там будет гораздо меньше. А если однокомнатная квартира в 45 метров, так там и трое жильцов войдут. А по действующему кодексу, нужно было бы обеспечить их 36 метрами жилой площади, а это уже двухкомнатная квартира, не меньше. Вот так нас и дурят, обманчивой щедростью загоняя в угол.

А всего-то одно слово поменялось – вместо жилая – общая. А какие перемены! Еще не такие подводные камни от изменения одного слова ждут тех, кто мыкается в аварийном жилье в надежде получить когда-нибудь достойное. Новая формулировка гласит: «выселяемым предоставляется равноценное жилое помещение». Не важно, сколько там человек прописано, помещение будет не больше, чем то, которое семья занимает сейчас.

Пожалел новый кодекс бедных застройщиков, которые жалуются, что прежде чем снести ветхий дом, на месте которого будет возведен новый, им приходится кучу денег тратить на квартиры для жильцов старого дома, а те, бессовестные, море родственников напрописывали. Вот поэтому такие дорогие новые квартиры. Мечта строителей — покупать квартиры старым жильцам не по нормам площади на человека, а метр новой квартиры на метр старой. Око за око, метр за метр. И вот закон идет навстречу этим «бедным» застройщикам. Их мечта сбывается. А как быть с мечтами жильцов старого дома? А это мало кого волнует. Вот не получилось бы так, что новый Жилищный кодекс станет защищать не простых граждан, не жильцов, а банкиров, застройщиков, перенанимателей.

Посмотрим, кого защитят депутаты, народные избранники. Хватит ли у них совести, чтобы принять кодекс в таком виде? Хватит ли у них мудрости, чтобы выработать такой закон, который не ущемлял бы прав ни одной из категорий граждан, поставил заслон махинациям и злоупотреблениям, стал механизмом к действию по обеспечению каждого россиянина жильем? Поживем – увидим. Цыплят по осени считают, а новый кодекс по осени читают. Вот только осенью уже будет поздно что-либо менять. Бить в колокола тревоги надо уже сейчас, весной.


Другие материалы по теме: