«Уральский рабочий» и Елена Мационг говорят, что проблему льготников решают «Не рублём, так катаньем»

28 мая 2004 (10:45)

Похоже, именно так задумало решить проблему льготников правительство

— Ничего вам ни министр, ни специалисты говорить не будут, — так отреагировал вчера на мою просьбу прокомментировать намерение правительства о замене льгот денежными компенсациями пресс-секретарь министерства по социальной защите населения области Виктор Бетев. — Официальной бумаги еще не поступало, и в каком виде выйдет итоговый документ, одному богу известно. Мы вам сейчас наговорим — вы напечатаете, а за то время, пока решение правительства обретет официальную силу, еще столько изменений внесут, что в итоге все может

оказаться совсем не так, как сейчас задумывают.

Довольно категоричная оценка ситуации пресс-секретарем, в общем-то, понятна. Пока с предполагаемой заменой льгот денежными компенсациями с начала 2005 года действительно возникает больше вопросов, чем ответов. Ясно пока одно: у власти есть твердое намерение двигаться в этом направлении, а вот сам механизм замены бесплатных услуг льготникам хрустящими дензнаками, как у нас это часто ведется, еще достаточно сырой и непроработанный.

Для тех, кто не успел отследить сюжеты по телевидению и репортажи в центральной прессе об очередном эпохальном заседании правительства, в котором принял участие Президент, напомню: главной его темой как раз и стало обсуждение социально значимого вопроса замены социальных льгот денежными выплатами. Жаркие споры по этому поводу велись уже давно, но на этот раз сам факт присутствия на заседании Президента уже говорит о том, что дело движется к финальной развязке, осталось только расставить точки над «i», что и помог сделать Путин.

Итак, через полгода, с первого января 2005 года, льготы, предоставлявшиеся натуроплатой (кроме коммунальных, которые предусматривается «обналичить» годом позже, с 2006 года), заменяются «денежным довольствием» для всех категорий льготников, закрепленных за федеральным бюджетом. А это ветераны войны, блокадники, инвалиды всех категорий. Ответственность за ветеранов труда и тружеников тыла остается за субъектами Федерации. И список льгот для них будет зависеть от региональных бюджетов и, по всей видимости, от доброй воли местных властей.

В денежном выражении это будет выглядеть примерно так. Для Героев России, СССР, Соцтруда будет установлена компенсация в 3,5 тысячи рублей. Для инвалидов Великой Отечественной войны — 2 тысячи рублей, для участников ВОВ— полторы тысячи рублей. Инвалидам первой группы вместо льгот планируется выплачивать 1400 рублей, второй группы — тысячу, третьей — 800 рублей, компенсации детям-инвалидам и инвалидам с детства составят тысячу рублей.

Причем есть благое намерение выплачивать эти деньги вместе с пенсиями и, соответственно, вносить поправки в эти выплаты с учетом инфляции.

Что говорить, планы вроде бы благие — ну кто, скажите, будет цепляться за льготы, если их заменят существенным денежным эквивалентом? Ко всему, ни в одной из стран нет сегодня такого громоздкого механизма предоставления льгот, который достался нам в наследство с прежних времен. Если подумать, так бесплатные услуги льготникам сегодня в совокупности предоставляются всего от силы на треть от обещанного. Ведь по некоторым данным, до 70 процентов граждан нашей страны имеют право хотя бы на одну льготу, а некоторые так и вовсе проходят одновременно сразу по трем-четырем спискам льготников. Спору нет, менять систему предоставления льгот необходимо. Вот только чем пресловутая адресность может обернуться на деле, легко можно предугадать. Уж в чем, в чем, а в этом печальный опыт у россиян накоплен богатый.

Вся система предоставления денежных компенсаций будет, скорее всего, носить заявительный характер. А это значит, что добрая часть претендентов на получение «денежного довольствия» отсечется еще на пути к кассе. Кто-то плюнет и не станет стоять в многочасовых очередях на предоставление льгот, кто-то не сможет собрать всех необходимых бумаг, которых, как правило, бывает нужен не один десяток, или, скажем, в отдаленных деревнях льготникам может оказаться накладно доехать до райцентра для получения разрешения на какую-нибудь мизерную льготу. Словом, на тернистом пути к вожделенной компенсации уже готова встать мощная бюрократическая машина. Сила ее уже была опробована на предоставлении детских пособий: когда система начала носить заявительный характер, добрая часть мамочек с детьми, даже нуждающихся в выплатах, не стали тратить нервы, собирая необходимые документы, ради получения нескольких десятков рублей.

В том, что выплачиваемые суммы будут компенсироваться с учетом инфляции, и вовсе надежды никакой, уж если даже компенсация пенсий сейчас явно отстает от реального коэффициента инфляции, что уж говорить о компенсации льгот. Я уж не говорю о том, что самих сумм компенсации вряд ли хватит на то, чтобы возместить расходы на прежде предоставлявшуюся льготу. Так, два года назад военным 50-процентную льготу на коммунальные услуги заменили фиксированной денежной выплатой, которой сегодня, естественно, ни на что, не хватает.

Увы, хорошо известно нашим людям ж такое тие, как «заморозить выплаты», естественно, «из-за временных трудностей и до лучших времен». Которые, как показывает опыт, могут никогда и не наступить.

Лукаво умалчивается и о том, что втихую может быть усечен и сам список категорий льготников. Или он же может быть передан субъектам Федерации, а у местных властей как всегда не окажется денег на компенсацию.

Ко всему, хотя до запуска на полную мощность механизма замены льгот деньгами и остается всего полгода, сама его технология еще явно не проработана, не налажена и требует опытной руки мастера. Так, до сих пор даже специалисты ломают голову, каким образом, через какое ведомство будут производиться выплаты тем же ветеранам Великой Отечественной войны — к примеру, через Пенсионный фонд или для этих целей будет создано какое-то новое ведомство. К слову, желающих возглавить еще одну госструктуру, как и оказаться поближе к механизму распределения, к ворожее не ходи, будет в избытке. Что само по себе может внести свой расклад в «благое дело».

Как мне кажется, и само уж очень публичное заседание правительства, на котором были обнародованы цифры выплат, способных поразить воображение полунищих льготников в богом забытых уголках страны, и присутствие на нем пекущегося о народе Президента при ближайшем рассмотрении скорее выглядит как плохо скрываемый пиар планируемому нововведению. Но ведь как известно, хорошее дело в пропаганде не нуждается.

Неравный счет

«На тебе рубль - и ни в чем себе не отказывай» - по такому принципу государство с 2002 года компенсирует военным льготы, положенные по закону.

- Добавка к денежному довольствию, которую мы получаем взамен коммунальных льгот, составляет примерно 600 рублей месяц, - говорит майор Юрий Приходько, проходящий службу во внутренних войсках. - От этой суммы надо сминусовать еще 13 процентов подоходного налога. А квартплата постоянно растёт, и эти деньги, конечно же, не покрывают половины коммунальных расходов. Например, моя коллега платит за коммунальные услуги 1800 рублей в месяц. Если бы прежние льготы действовали, то ей компенсировалось бы 900 рублей, а не 400 - 500, как сейчас. Многие офицеры вообще не имеют жилья и платят за съемную квартиру по 3 - 4 тысячи рублей, не получая равноценной компенсации.

Так что от замены льгот прибавкой к жалованью материальное положение военнослужащих только ухудшилось.


Другие материалы по теме: