«Уралський рабочий» и Владимир Удачин делают «Десять шагов к ВТО»

1 июня 2004 (10:05)

Как известно, в Москве недавно состоялся саммит Россия—Евросоюз, после которого стало ясно, что до присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) остался один шаг.

Членство нашей страны в ВТО может быть оформлено на конференции министров стран ВТО, намеченной на 2005 год, или раньше, так сказать, в рабочем порядке, что разрешается правилами этой организации. Многолетние и не раз заходившие в тупик переговоры с еврокомиссарами вылились в сенсационный прорыв.

Наверно, не у одного руководителя предприятия, компании, предпринимателя екнуло сердце при трансляции этих в общем-то хороших новостей. Страха-то на них экономические прорицатели нагнали много: если Россия присоединится к ВТО, то повалятся целые отрасли промышленности, иностранные товары

полностью оккупируют российский рынок, финансовая система страны будет поглощена зарубежными банками и т. д. и т. п. Полноте! Россия смогла отстоять свои принципиальные позиции по многим острым проблемам. В соответствии с договоренностями с ЕС она либерализирует те рынки, на которых собственные компании либо отсутствуют, либо достаточно конкурентоспособны. А вот газовый рынок и «Газпром» не трогайте и не заставляйте поднимать внутренние цены до мирового уровня. Еврокомиссары наконец-то согласились с этой позицией. Удалось вроде бы договориться о таможенных пошлинах, достаточных для защиты отечественного авиастроения после 2010 года, а также автопрома — несущественным снижением пошлин на иномарки. А вот тарифы на импорт технологического оборудования, необходимого нашей промышленности, будут наиболее низкими, что нам и нужно. Могут успокоиться отечественные банкиры: работа прямых филиалов иностранных финансовых организаций не допускается.

Так что, господа отечественные предприниматели и товарищи руководители, у страха глаза велики. Еще, как говорится, не вечер. Во-первых, как уверяют авторитетные эксперты, ни один тариф не изменится в день вступления России в ВТО. А во-вторых, стране-новобранцу предоставляется переходный период в 5—10 лет. Китай выговорил себе 15 лет, нам, похоже, дадут 5.

Так давайте используем эти годы с толком, с искренним убеждением, что без ВТО нам не встроиться в мировую экономику. Согласитесь, что 1,3 процента в мировом товарообороте — унизительная для России доля, не говоря уже об инвестиционном потенциале банков, объемах страхового и фондового рынков. ВТО определяет принципы и механизмы регулирования глобального оборота товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности. ВТО не только источник мирового хозяйственного права, не только платформа для решения международных торговых споров, не только ворота к мировым инвестиционным ресурсам, но и инструмент негосударственного (конкурентного) воздействия на смену технико-экономического уклада. Вот что особенно важно для нас! Десять лет мы говорим о реструктуризации промышленности, модернизации экономики, но воз если и не ныне там, то движется в нужном направлении чрезвычайно медленно. Вступление в ВТО подтолкнет этот процесс, поскольку для каждого предприятия оно будет означать существенное и сравнительно быстрое изменение условий бизнеса. В этом «соревновании» выигрывает умный и быстрый. Умный — тот, кто четко представляет будущую модель бизнеса, быстрый — тот, кто сумеет в оптимальные сроки и с минимальными затратами перейти из существующего состояния к будущей модели бизнеса.

Умных и быстрых, к сожалению, не так много, как невелика и информированность руководителей о проблемах ВТО. Для ликвидации этого вакуума уральские эксперты предлагают сделать «десять шагов к ВТО». Разумные шага, и стоит их перечислить.

Первый шаг. Получить системную информацию о ВТО. Видимо, в Свердловской области нужно создать один или несколько информационных центров по проблематике ВТО, где бы накапливалась информация о международных соглашениях, действующих в рамках этой организации, о переговорных процессах России с членами ВТО, об условиях ее присоединения, об уровне тарифов для различных групп товаров, об изменениях законодательства в области валютного, технического, таможенного регулирования, снижения административных барьеров на внутреннем экономическом пространстве.

Второй шаг. Поставить стратегические цели для своего бизнеса и сформировать его модель хотя бы на пять лет. И тут есть проверенные «шагомеры» — стандартные системы менеджмента качества, планирования ресурсов, управления окружающей средой. Но лишь несколько десятков предприятий области могут заявить о внедрении этих систем.

Третий шаг. Провести прогноз-анализ уровня ценовой конкуренции с прогнозируемой себестоимостью своей продукции.

Четвертый шаг. Проанализировать уровень качества продукции на соответствие требованиям потребителей и достижениям конкурентов. Спрос к качеству на рынке является определяющим фактором, а голос потребителя решающим.

Пятый шаг. Разработать инновационно-технологическую модель предприятия.

Шестой шаг. Провести анализ финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятия.

Седьмой шаг. Найти и вывести из оборота контрафактную продукцию.

Восьмой шаг. Оптимизировать организацию управления с учетом культуры собственного бизнеса.

Девятый шаг. Информатизировать и автоматизировать управление, то есть создать информационную платформу для управления.

Десятый шаг. Упорядочить отношения с государством. Что от него хотите получить и как это согласуется с требованиями ВТО. В Свердловской области государственные субсидии предоставляются предприятиям в виде гарантий, денежного займа, денежного кредита, налогового кредита и налогового освобождения, тарифной субсидии. Все эти формы подпадают под запрет Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО. Тут есть над чем подумать.

Так что ликбез по ВТО нужен всем — и государственным деятелям, и руководителям предприятий, и менеджерам, и рабочим. Присоединение к ВТО предполагает новый бизнес, на других условиях, на других стандартах. Освоим ликбез — тогда уже точно удвоим ВВП к 2010 году, как говорил Владимир Путин в своем Послании к парламенту страны.

Их не догонишь...

Михаил Копытов, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области:

— У сельхозпроизводителей отношение к ВТО довольно настороженное. Сейчас наш агропромышленный комплекс на 75 процентов обеспечивает область продовольствием, что весьма непросто в условиях существующего диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Но тарифы на энергоресурсы постоянно растут, и это отрицательно сказывается на рентабельности отрасли.

Например, в первом квартале сельхозпредприятия в целом сработали прибыльно, но всю прибыль «съело» майское повышение цен на горюче-смазочные материалы. А что будет, когда в соответствии с требованиями совета ВТО энергетики поднимут цены до мировых? Мы однозначно не сможем конкурировать с западными сельхозпроизводителями, которые за счет мощной государственной поддержки имеют возможность развивать отрасль. Следовательно, на прилавки магазинов хлынут дешевые, но зачастую некачественные продукты с Запада, а отечественные, подорожавшие за счет энергетической составляющей, покупатель брать не будет.

Поэтому, прежде чем открывать российский рынок для западных фермеров, надо выровнять стартовые условия, вложить средства в собственное сельское хозяйство, чтобы Европа не подмяла его под себя. Пока мы можем конкурировать с ней только за счет крайне низкой зарплаты крестьян.

Хотя по качеству отдельные виды нашей продукция уже сегодня соответствуют европейским стандартам. Почти третью часть молока животноводы сдают переработчикам высшим сортом: то есть охлажденным до восьми градусов, с содержанием белка и жира соответственно 3 и 3,4 процента. Были бы финансы — всю продукцию можно довести до международных кондиций.


Другие материалы по теме: