«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова спрашивают: «Кодекс есть - жилья не надо?»

8 июня 2004 (10:22)

На бесплатные квартиры теперь могут рассчитывать только люмпены

На прошлой неделе Правительство РФ передало в Государственную Думу проект новою Жилищного кодекса. Пожалуй, не было другого законопроекта, который бы вызвал такое волнение в обществе.

Его — правда, в основном понаслышке — обсуждают на работе, в общественном транспорте, дома на кухне. Потому что разработанные в правительстве новые правила общежития касаются буквально всех. А посему есть смысл поглубже вникнуть в сей жилищный манифест еще до того, как депутаты сделают его законом.

Разработчики проекта декларируют новый Жилищный кодекс как сугубо рыночный инструмент решения жилищной проблемы. Если выразиться проще: этот документ позволит реформаторам уничтожить последнее родимое пятно социализма — государственные гарантии на получение бесплатного жилья. Мотивировка такая: действующий Жилищный кодекс верстался еще в 1983 году, в другой стране с другой Конституцией. И вообще де-факто рынок уже существует, новый Жилищный кодекс призван его отрегулировать.

Какие же регуляторы заложены в проекте?

Главное новшество: на бесплатное жилье могут претендовать только малоимущие. Кого считать таковым, будет определять субъект Федерации — для каждого муниципалитета отдельно. За точку отсчета возьмут прожиточный минимум. Понятно, что при нынешних объемах жилищного строительства — примерно сорок процентов от доперестроечного уровня — муниципалитеты снизят эту планку ниже низшего предела. Чтобы не выстраивались в очередь сотни учителей, врачей и работников культуры, чьи зарплаты чуть-чуть выше прожиточного минимума.

На жилищные привилегии смело могут претендовать только те, кто вообще никаких доходов не имеет: безработные, бомжи и т. д. Как в американском анекдоте: чтобы в Штатах ничего не делать и жить припеваючи, надо быть бездомным, безработным, хромым и ВИЧ-инфицированным одновременно.

По расчетам авторов проекта, фонд социального жилья в стране составит 15—17 процентов от общего количества. Его могут пополнить квартиры граждан, которые не успеют в течение двух лет приватизировать свое жилье. Приблизительно такой срок отвели проектанты для бесплатной приватизации, после чего гражданин должен выкупить свою жилплощадь по рыночной цене или заключить с муниципалитетом договор социального найма. И это вторая неприятная новость, которая муссируется главным образом среди тех, кто по каким-либо причинам откладывал приватизацию жилья. Сотрудники контор по недвижимости в ближайшее время прогнозируют наплыв клиентов, желающих вскочить на подножку уходящего поезда.

Но и собственников, и нанимателей жилья в равной степени беспокоит намерение правительства отпустить на вольные рыночные хлеба коммунальные службы. По замыслу идеологов жилищной реформы, все жильцы должны сорганизоваться в товарищества собственников жилья и заключить договоры с частными фирмами, которые будут обеспечивать их теплом, водой и прочими благами цивилизации. Естественно, по рыночным ценам.

Опыт создания тех немногих ТСЖ, который имеется в некоторых муниципалитетах (о чем «Уральский рабочий» рассказывал неоднократно), говорит о том, насколько это сложный процесс. Каждый отдельно взятый многоквартирный дом — как небольшое государство, где соседствуют богатые с бедными, владельцы жилья с его нанимателями, у каждого дома своя коммунальная история, и чем она древнее — тем больше проблем с коммунальными услугами. Бросить разом все жилье в цепкие объятия частника, не обеспечив определенный уровень социальной защиты новоиспеченных кондоминиумов, — значит повергнуть города в коммунальный хаос.

Авторы проекта полагают, что все спорные жилищно-коммунальные вопросы можно будет решить в суде. Но умные люди, прежде чем переходить реку, сначала прикинут, где удобнее брод. С Жилищным кодексом, похоже, получается та же история, что и с Лесным. Сначала группа заговорщиков в какой-то кабинетной пуще сочинила проект приватизации русского леса, а потом, когда народ прознал про это безобразие и поднял шум, потихонечку сдала назад.

Жилищный кодекс касается каждого россиянина, и прежде чем принимать этот основополагающий закон, следовало бы посоветоваться с народом.

Авторитетное мнение

Александр Татаркин, директор Института экономики Уральского отделения УрО РАН:

— Я очень опасаюсь принятия проекта Жилищного кодекса в том его виде, в котором он существует сейчас. На мой взгляд, он может больно ударить по семейному бюджету большинства россиян. Сейчас основная часть квартир приватизирована — это личное имущество граждан, и с принятием кодекса неизбежно вырастут налоги на это имущество. В данном случае у меня просто внутреннее убеждение, что налоги будут пересматриваться. Соответственно и платить за квартиру нам придется значительно больше.

Кроме того, скорее всего часть расходов коммунальных и бюджетных служб будет переложена на население. Все это, как водится, будет производиться с оговорками, что сделают это постепенно, с какого-то года, но сути это не меняет — у нас темпы роста доходов населения и темпы роста цен и тарифов на товары и услуги несопоставимы. Конечно, если брать усредненные доходы, или, как говорят, среднюю температуру по больнице, то они у нас выше цен, но из чего складываются средние доходы — из того, что один получает по двести тысяч рублей, а другой и до двух не дотягивает. Для основной же массы населения все грядущие изменения станут еще одним тяжким бременем.

Да, наверное, прогрессивна та часть проекта кодекса, которая предполагает внедрение ипотечных форм кредитования, но ведь мы об ипотеке говорим с 1989 года. И практически ничего за это время не изменилось. Реально для упрощения механизма ипотечного кредитования в рамках государства ничего сделано не было. Да, есть отдельные эпизоды по городам, как в Екатеринбурге, к примеру, или Челябинске, но они единичны и общей картины не меняют. Это не закономерность, не система.

Казалось бы, вот-вот будет вынесен на обсуждение в Госдуму целый пакет законопроектов по ипотеке, но у меня иногда складывается впечатление, что по количеству законов мы опережаем и Европу, и Америку, а вот по их действенности, тщательной проработанности, финансовой обеспеченности мы и по сей день плетемся в хвосте мирового сообщества. Не знаю еще ни одного закона, который исполнялся бы в полной мере. Боюсь, то же самое выйдет и с законопроектами по ипотеке. Опасаюсь, что сроки по обеспечению трети нуждающихся россиян жильем к 2010 году, как наметил Путин, сильно преувеличены. Такое ощущение, что законы мы готовим ради законов, а не ради людей.


Другие материалы по теме: