«Уральский рабочий» и Владимир Яковлев объясняют, что «Директорское горе от ума»

24 июня 2004 (11:18)

В Екатеринбурге состоялась третья окружная научно-практическая конференция «Повышение конкурентоспособности — основа стратегического развития Уральского федерального округа».

Три фактора определяют конкурентоспособность любой территории — конкурентоспособность государственного управления, предпринимательства и людей. Большинство российских предприятий не готово к ведению конкурентной борьбы. УрФО в этом плане не исключение. Если нефтяники, газовики и металлурги уже пообтерлись в конкурентной среде, то большинство предприятий других отраслей еще плохо знают, что это такое. У руководителей отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Опрос на предприятиях Свердловской области наглядно показывает недооценку этого фактора директорским корпусом. По мнению большинства, развитие предприятий сдерживают (по убывающей) изношенность и отсутствие необходимого оборудования, высокий уровень налогообложения, неплатежеспособность потребителей продукции, высокий процент коммерческого кредита, и только на последнем месте — неконкурентоспособность продукции на внутреннем и международном рынке.

Несмотря на положительное сальдо во внешней торговле, на рост инвестиций, предприятия округа очень медленно разворачиваются на путь повышения качества продукции, определяющего ее конкурентоспособность. Президент Всероссийской организации качества профессор Геннадий Воронин на пресс-конференции с горечью отметил, что разговоры о внедрении международных сертифицированных систем управления качеством идут несколько лет, а по всей России не насчитать и трех сотен предприятий, где они действуют. В Европе же сертифицировано по системам

качества 450 тысяч предприятий. Каждое! Иначе на рынок не пустят. А у нас на рынок хотят, но как бы ненароком, само собой. Воронин только что вернулся с международного конгресса по качеству, где с докладами и в прениях выступали президенты многих ведущих фирм развитых стран. Им это интересно. «А много ли директоров предприятий на нашей конференции? — риторически спросил профессор. — Почти никого. Почему? Горе от ума директоров». Вряд ли к этому что-то можно добавить. Как рыба гниет с головы, так и предприятие — с директора. А при умном руководителе, толковом менеджменте, грамотном маркетинге любой хозяйственный субъект станет конкурентоспособным.


Другие материалы по теме: