Григорий Мазаев: Уральский город перестанет быть городом-заводом
На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает первый заместитель министра строительства ЖКХ, главный архитектор Свердловской области Григорий Мазаев.
– Григорий Васильевич, как Вы оцениваете состояние и перспективы градостроительства в РФ?
– С моей точки зрения, градостроительство в России сегодня находится в очень сложном состоянии. Тем не менее, значимость правильного решения стоящих перед страной градостроительных задач трудно переоценить. Эта значимость определяется тем, что с распадом СССР наша страна претерпела большие изменения. В частности, сложилась ситуация, когда целый ряд важнейших транспортных путей России проходит по территории других стран (например, участки ряда трансконтинентальных железных дорог расположены на территории Казахстана), что затрудняет их эксплуатацию. В ряде случаев на территории других стран оказались источники ресурсов: например, в том же Казахстане находится Экибастузский угольный бассейн, созданный в советское время для энергоснабжения Урала и Восточной Сибири.
В этой ситуации государству следует обратить очень серьезное внимание на создание системы расселения нашей страны, составляющей суть ее градостроительной доктрины. Очень много говорится о государственной военной доктрине, однако ее правильная формулировка невозможна в отсутствие сбалансированной градостроительной доктрины. Военная доктрина определяет, как защищать нашу страну от потенциальной опасности. Градостроительная доктрина должна говорить нам, что мы должны защищать, какие элементы планировочной системы, системы расселения нашей страны являются жизненно важными, необходимыми для ее дальнейшего развития.
– Каковы, на Ваш взгляд, основные задачи, которые призвана решать градостроительная доктрина в современной России?
– Мы гордимся тем, что наша страна – самая большая на планете по территории, но, как следствие этого, в ней сложились совершенно разные системы расселения. Если взглянуть на фотографию из космоса земной поверхности в ночное время, то на территории России мы увидим очень активно освещенную Центральную Россию, Москву, Санкт-Петербург, радиальные системы городов. По мере движения на восток освещенность территории ослабевает, доходя до Екатеринбурга, который тоже виден хорошо. А далее мы видим на сплошном темном фоне только отдельные «звездочки», соответствующие крупным сибирским городам, таким как Новосибирск, Иркутск.
Эта ситуация крайне опасна. Система расселения должна быть сбалансирована таким образом, чтобы быть целостной. А наша система расселения напоминает гигантского головастика: активно освоенные районы центральной России дополняются длинным и узким шлейфом сибирских городов, который протянулся до Тихого океана. Именно эта особенность нашей системы расселения дает основания для утверждений таких западных идеологов как Збигнев Бжезинский, согласно которым восточной границей исторической территории России является Урал.
Эта система очень уязвима. Поэтому, если элементы российской системы расселения, находящиеся к востоку от Урала не связать очень прочными связями с основной системой, добавив дополнительных элементов, то она начнет разрушаться. На возможность таких последствий уже неоднократно указывалось в целом ряде работ по градо-строительной теории. Поэтому, с моей точки зрения, существует необходимость в целенаправленном государственном регулировании градостроительной деятельности.
Еще одна проблема, возникшая с распадом СССР – это «прозрачность» границы с независимым Казахстаном. И решение этой проблемы невозможно в отсутствие системы населенных пунктов, расположенных вдоль этой границы. С другой стороны, сегодня много внимания уделяется проблеме устройства переселенцев из стран СНГ – из Казахстана, из Таджикистана, Туркмении и т.д. Основной поток этих переселенцев направляется в крупные города: в Москву, Петербург, центральную Россию. Это создает определенные проблемы и для страны и для самих поселенцев, поскольку в этих районах и без того очень высокая плотность населения.
Между тем, обе эти проблемы допускают единое решение. Например, можно было бы создать для прибывающих переселенцев систему новых поселений вдоль границы с Казахстаном, которая «прикрыла» бы эту границу, обеспечив и экономическое и культурное обслуживание этой территории. Поселившиеся там люди смогли бы образовать новое сообщество, причем этот переезд не сопровождался бы резкой сменой природно-климатических условий.
– Какие особенности, по Вашему мнению, характеризуют развитие градостроительства в Свердловской области?
– Главной из градостроительных задач, стоящих в отношении Свердловской области, является разработка территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий нашего региона. На необходимость такой разработки указывает одно из последних постановлений правительства Свердловской области.
Аналогичный проект был разработан в начале 70-х годов ХХ века, на основании этого проекта территория области развивалась на протяжении последних 30-ти лет. Сегодня часть задач поставленных в этом плане выполнена: так, построена автодорога Екатеринбург – Серов, связавшая всю региональную систему расселения.
В ХХ веке область развивалась очень активно. Выражаясь образно, каждые три года на территории Свердловской области строился новый город: за ХХ век на территории Свердловской области было построено свыше 30 городов. Сегодня в областном правительстве разрабатывается план развития территорий области на период до 2025 года, а я считаю, что уже сейчас мы должны планировать и в значительно более длительной перспективе, по крайней мере, на ХХI век. Соответствующий проект будет разработан в течение 2004 – 2007 годов.
Кроме того, в предшествующие годы мы провели целый ряд работ совместно с Уральской государственной архитектурной академией по разработке плана развития системы расселения в УрФО. Этот план нацелен на превращение округа в градостроительном плане в целостную систему, и намечаемые задачи по развитию территорий Свердловской области соответствуют тому видению ее роли в системе расселения УрФО, которое заложено в этом плане. Прежде всего, это активное включение восточных территорий области в региональную систему расселения. Территория области составляет около 200 тысяч квадратных километров, но используется из них менее 100 тысяч. Большая часть этой неиспользуемой территории приходится именно на восточные районы, которые следует освоить.
С необходимостью освоения восточных районов области связаны и некоторые аспекты генерального плана Екатеринбурга. В частности, этот план предполагает очень активное развитие города в северо-восточном направлении. Это та дорога, которая связывает нас с территориями округа, расположенными на север, такими как ХМАО и ЯНАО.
Другим приоритетным направлением развития города является южное, по оси Екатеринбург – Челябинск. На этой оси сегодня находится примерно два десятка развитых промышленных городов, научных центров, которые могут активнейшим образом влиять на развитие экономики России, решать поставленные президентом задачи по развитию нашей страны. Я думаю, что в ближайшие 20 – 25 лет между Екатеринбургом и Челябинском должна возникнуть линия транспортной связи нового типа: скоростной поезд, который объединит эти города, с доступностью на протяжении, скажем, 1 часа из Екатеринбурга до Челябинска.
Кроме того, сегодня очень активно развивается трансконтинентальный транспортный коридор Париж–Владивосток, он пройдет через Екатеринбург, и в генплане предусмотрена целая система элементов, которые должны обслуживать этот транспортный коридор. На мой взгляд, все эти проекты будут реализованы в первой половине XXI века.
– Как Вы оцениваете влияние современных архитектурных решений на развитие городской застройки?
– Современная архитектура очень быстро изменяется. Достаточно посмотреть на то, что произошло за последние, скажем, 10 лет на примере застройки Екатеринбурга. То, что мы 10 лет назад видели только в заграничных проспектах, теперь есть и у нас. Я думаю, что она будет изменяться еще быстрее.
Принимая во внимание то, что происходит сейчас на Западе, я думаю, что произойдут следующие изменения: прежде всего, понизится этажность. Мы сегодня очень активно боремся за повышение этажности, например, есть планы построить в Екатеринбурге архитектурный комплекс «Сити-Центр», в который входит целый ряд высотных (40 этажей и более) зданий. Я думаю, что это увлечение достаточно быстро пройдет, и этажность большинства зданий в городе не будет превышать 10 этажей. В современных условиях это более разумно, экономично и безопасно. Я думаю, что больше внимания будет уделено различным видам стекла, в частности, появится больше стеклянных фасадов. Многообразие присутствующих в городской застройке архитектурных стилей также будет возрастать.
– Можно ли говорить о наличии определенной архитектурной специфики в застройке городов Урала и Свердловской области?
– Мы очень любим наш Урал, но в градостроительном плане эта территория осваивается совсем недавно – всего 250 – 300 лет – это небольшой срок в масштабах развития системы расселения, особенно в сравнении со сроком формирования ряда европейских систем расселения, где отдельные населенные пункты существуют уже около двух тысяч лет. Конечно, за эти два – три века на Урале физически не могла сложиться какая-то особая школа.
Хотя, предпосылки у нас для этого есть и эти предпосылки очень интересны. Дело в том, что уральские города совершенно специфичны – это города-заводы. В Европе такие города не распространены, как правило, производство размещалось в крупном полифункциональном городе. Но, с другой стороны, мы прошли период индустриальной жизни в городах-заводах и мы сегодня понимаем, что, вообще говоря, нужно, чтобы меньше людей работало на этом заводе, но чтобы производство там росло. Я думаю, что когда мы достигнем примерно такого же уровня занятости населения в промышленном производстве, как в европейских странах, уральский город останется индустриальным центром, но перестанет быть городом-заводом, все жители которого – работники этого завода.
Так что, архитектурная специфика Урала в ближайшем будущем подвергнется серьезным изменениям, некоторые из которых уже сейчас заложены в стратегическом плане Екатеринбурга.
– Можно ли говорить о том, что на Урале сложилась своя архитектурная школа?
– Серьезная архитектурная школа, также как и архитектурная специфика, должна складываться не одно столетие. Уральская архитектурная школа начала складываться в 50-е годы ХХ века. На сегодня по уровню подготовки кадров уральская школа стоит на втором месте в стране после московской. Мне очень нравится то, что в этой школе есть особые традиции, отсутствующие в других школах, прежде всего, традиции изучения местных особенностей и работы на их основе.
Уральская архитектурная школа, на мой взгляд, имеет очень большие перспективы развития. На сегодня наше министерство совместно с Архитектурной академией намечает планы создания и развития мощного университетского комплекса, который позволил бы готовить на Урале не просто архитекторов, но и градостроителей самого различного профиля, градостроительных экономистов, теоретиков. Я думаю, что в этом отношении наша архитектурная школа обладает очень большим потенциалом, который раскроется в самое ближайшее время.
– Как Вы оцениваете состояние и потенциал развития градостроительного кадастра в Екатеринбурге и Свердловской области?
– Градостроительный кадастр – это, прежде всего, определенная информационная система. В различных формах эта система существовала всегда в органах архитектуры, сейчас есть проекты сделать эту систему электронной, расширить ее по составу слоев и т.д. Но кадастр – это не более чем информация. Сама по себе она не играет никакой самодовлеющей роли. Это основа для принятия каких-то решений и не более того. Кадастр дает нам информацию, помогающую решать градостроительные задачи. Но эта информация не определяет наши решения на 100%.
В настоящее время градостроительный кадастр передан в ведение областного министерства по управлению госимуществом. То есть, он становится не частью градостроительной деятельности, а частью информационной системы, позволяющей принимать решения и в сфере градостроительства, и в сфере управления недвижимостью, и по многим другим вопросам. А те аспекты кадастра, которые имеют прямое отношение к градостроительству, сохранятся у архитекторов в виде так называемого «дежурного плана».
– Каким образом влияют на развитие уральской системы расселения современные урбанизационные тенденции?
– На сегодня Свердловская область относится к числу наиболее урбанизированных территорий России. Есть, конечно, территории, где городское население составляет 100% – это Мурманская и Магаданская области, где сельского населения просто исторически никогда не существовало. Среди прочих регионов Свердловская область занимает первое место по степени урбанизации. По развитости градостроительной системы мы на втором месте, после Московской области: у них – 76 городов, у нас – 46 городов. На третьем месте Ленинградская область (26 городов).
Я думаю, что с развитием системы расселения Свердловской области, в XXI веке должно возникнуть не менее 7 – 8 городов в восточной части нашей области, которые позволили бы нам выйти на освоение этих восточных территорий. Это будут города-базы, которые будут служить для освоения прилегающих территорий. В них будут сосредоточены базовые предприятия, склады, объекты обслуживания населения, которое будет размещаться на очень широкой территории, возможно, работая на ней вахтовым методом. В определенном смысле, это будут города – логистические терминалы.
Конкретного плана финансирования этих проектов пока не существует. Сегодня важно понимать, что мы хотим сделать. А деньги – они сегодня есть, завтра нет, потом опять есть.
К 2100 году, я считаю, эти проекты будут реализованы, а дальнейшие градостроительные задачи будут определять наши потомки. Сегодня можно предполагать, что будет развиваться система расселения в восточных областях и, в связи с продолжающимся глобальным потеплением, система меридиональных выходов к побережью Ледовитого океана. Как известно, согласно прогнозам ученых, через 100 лет движение по Ледовитому океану будет открытым. Соответственно, самые кратчайшие пути из Европы в Америку на восток пройдут именно по этому маршруту, и Россия должна ставить задачи освоения именно этих территорий.
Беседовал Григорий Ольховиков.
– Григорий Васильевич, как Вы оцениваете состояние и перспективы градостроительства в РФ?
– С моей точки зрения, градостроительство в России сегодня находится в очень сложном состоянии. Тем не менее, значимость правильного решения стоящих перед страной градостроительных задач трудно переоценить. Эта значимость определяется тем, что с распадом СССР наша страна претерпела большие изменения. В частности, сложилась ситуация, когда целый ряд важнейших транспортных путей России проходит по территории других стран (например, участки ряда трансконтинентальных железных дорог расположены на территории Казахстана), что затрудняет их эксплуатацию. В ряде случаев на территории других стран оказались источники ресурсов: например, в том же Казахстане находится Экибастузский угольный бассейн, созданный в советское время для энергоснабжения Урала и Восточной Сибири.
В этой ситуации государству следует обратить очень серьезное внимание на создание системы расселения нашей страны, составляющей суть ее градостроительной доктрины. Очень много говорится о государственной военной доктрине, однако ее правильная формулировка невозможна в отсутствие сбалансированной градостроительной доктрины. Военная доктрина определяет, как защищать нашу страну от потенциальной опасности. Градостроительная доктрина должна говорить нам, что мы должны защищать, какие элементы планировочной системы, системы расселения нашей страны являются жизненно важными, необходимыми для ее дальнейшего развития.
– Каковы, на Ваш взгляд, основные задачи, которые призвана решать градостроительная доктрина в современной России?
– Мы гордимся тем, что наша страна – самая большая на планете по территории, но, как следствие этого, в ней сложились совершенно разные системы расселения. Если взглянуть на фотографию из космоса земной поверхности в ночное время, то на территории России мы увидим очень активно освещенную Центральную Россию, Москву, Санкт-Петербург, радиальные системы городов. По мере движения на восток освещенность территории ослабевает, доходя до Екатеринбурга, который тоже виден хорошо. А далее мы видим на сплошном темном фоне только отдельные «звездочки», соответствующие крупным сибирским городам, таким как Новосибирск, Иркутск.
Эта ситуация крайне опасна. Система расселения должна быть сбалансирована таким образом, чтобы быть целостной. А наша система расселения напоминает гигантского головастика: активно освоенные районы центральной России дополняются длинным и узким шлейфом сибирских городов, который протянулся до Тихого океана. Именно эта особенность нашей системы расселения дает основания для утверждений таких западных идеологов как Збигнев Бжезинский, согласно которым восточной границей исторической территории России является Урал.
Эта система очень уязвима. Поэтому, если элементы российской системы расселения, находящиеся к востоку от Урала не связать очень прочными связями с основной системой, добавив дополнительных элементов, то она начнет разрушаться. На возможность таких последствий уже неоднократно указывалось в целом ряде работ по градо-строительной теории. Поэтому, с моей точки зрения, существует необходимость в целенаправленном государственном регулировании градостроительной деятельности.
Еще одна проблема, возникшая с распадом СССР – это «прозрачность» границы с независимым Казахстаном. И решение этой проблемы невозможно в отсутствие системы населенных пунктов, расположенных вдоль этой границы. С другой стороны, сегодня много внимания уделяется проблеме устройства переселенцев из стран СНГ – из Казахстана, из Таджикистана, Туркмении и т.д. Основной поток этих переселенцев направляется в крупные города: в Москву, Петербург, центральную Россию. Это создает определенные проблемы и для страны и для самих поселенцев, поскольку в этих районах и без того очень высокая плотность населения.
Между тем, обе эти проблемы допускают единое решение. Например, можно было бы создать для прибывающих переселенцев систему новых поселений вдоль границы с Казахстаном, которая «прикрыла» бы эту границу, обеспечив и экономическое и культурное обслуживание этой территории. Поселившиеся там люди смогли бы образовать новое сообщество, причем этот переезд не сопровождался бы резкой сменой природно-климатических условий.
– Какие особенности, по Вашему мнению, характеризуют развитие градостроительства в Свердловской области?
– Главной из градостроительных задач, стоящих в отношении Свердловской области, является разработка территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий нашего региона. На необходимость такой разработки указывает одно из последних постановлений правительства Свердловской области.
Аналогичный проект был разработан в начале 70-х годов ХХ века, на основании этого проекта территория области развивалась на протяжении последних 30-ти лет. Сегодня часть задач поставленных в этом плане выполнена: так, построена автодорога Екатеринбург – Серов, связавшая всю региональную систему расселения.
В ХХ веке область развивалась очень активно. Выражаясь образно, каждые три года на территории Свердловской области строился новый город: за ХХ век на территории Свердловской области было построено свыше 30 городов. Сегодня в областном правительстве разрабатывается план развития территорий области на период до 2025 года, а я считаю, что уже сейчас мы должны планировать и в значительно более длительной перспективе, по крайней мере, на ХХI век. Соответствующий проект будет разработан в течение 2004 – 2007 годов.
Кроме того, в предшествующие годы мы провели целый ряд работ совместно с Уральской государственной архитектурной академией по разработке плана развития системы расселения в УрФО. Этот план нацелен на превращение округа в градостроительном плане в целостную систему, и намечаемые задачи по развитию территорий Свердловской области соответствуют тому видению ее роли в системе расселения УрФО, которое заложено в этом плане. Прежде всего, это активное включение восточных территорий области в региональную систему расселения. Территория области составляет около 200 тысяч квадратных километров, но используется из них менее 100 тысяч. Большая часть этой неиспользуемой территории приходится именно на восточные районы, которые следует освоить.
С необходимостью освоения восточных районов области связаны и некоторые аспекты генерального плана Екатеринбурга. В частности, этот план предполагает очень активное развитие города в северо-восточном направлении. Это та дорога, которая связывает нас с территориями округа, расположенными на север, такими как ХМАО и ЯНАО.
Другим приоритетным направлением развития города является южное, по оси Екатеринбург – Челябинск. На этой оси сегодня находится примерно два десятка развитых промышленных городов, научных центров, которые могут активнейшим образом влиять на развитие экономики России, решать поставленные президентом задачи по развитию нашей страны. Я думаю, что в ближайшие 20 – 25 лет между Екатеринбургом и Челябинском должна возникнуть линия транспортной связи нового типа: скоростной поезд, который объединит эти города, с доступностью на протяжении, скажем, 1 часа из Екатеринбурга до Челябинска.
Кроме того, сегодня очень активно развивается трансконтинентальный транспортный коридор Париж–Владивосток, он пройдет через Екатеринбург, и в генплане предусмотрена целая система элементов, которые должны обслуживать этот транспортный коридор. На мой взгляд, все эти проекты будут реализованы в первой половине XXI века.
– Как Вы оцениваете влияние современных архитектурных решений на развитие городской застройки?
– Современная архитектура очень быстро изменяется. Достаточно посмотреть на то, что произошло за последние, скажем, 10 лет на примере застройки Екатеринбурга. То, что мы 10 лет назад видели только в заграничных проспектах, теперь есть и у нас. Я думаю, что она будет изменяться еще быстрее.
Принимая во внимание то, что происходит сейчас на Западе, я думаю, что произойдут следующие изменения: прежде всего, понизится этажность. Мы сегодня очень активно боремся за повышение этажности, например, есть планы построить в Екатеринбурге архитектурный комплекс «Сити-Центр», в который входит целый ряд высотных (40 этажей и более) зданий. Я думаю, что это увлечение достаточно быстро пройдет, и этажность большинства зданий в городе не будет превышать 10 этажей. В современных условиях это более разумно, экономично и безопасно. Я думаю, что больше внимания будет уделено различным видам стекла, в частности, появится больше стеклянных фасадов. Многообразие присутствующих в городской застройке архитектурных стилей также будет возрастать.
– Можно ли говорить о наличии определенной архитектурной специфики в застройке городов Урала и Свердловской области?
– Мы очень любим наш Урал, но в градостроительном плане эта территория осваивается совсем недавно – всего 250 – 300 лет – это небольшой срок в масштабах развития системы расселения, особенно в сравнении со сроком формирования ряда европейских систем расселения, где отдельные населенные пункты существуют уже около двух тысяч лет. Конечно, за эти два – три века на Урале физически не могла сложиться какая-то особая школа.
Хотя, предпосылки у нас для этого есть и эти предпосылки очень интересны. Дело в том, что уральские города совершенно специфичны – это города-заводы. В Европе такие города не распространены, как правило, производство размещалось в крупном полифункциональном городе. Но, с другой стороны, мы прошли период индустриальной жизни в городах-заводах и мы сегодня понимаем, что, вообще говоря, нужно, чтобы меньше людей работало на этом заводе, но чтобы производство там росло. Я думаю, что когда мы достигнем примерно такого же уровня занятости населения в промышленном производстве, как в европейских странах, уральский город останется индустриальным центром, но перестанет быть городом-заводом, все жители которого – работники этого завода.
Так что, архитектурная специфика Урала в ближайшем будущем подвергнется серьезным изменениям, некоторые из которых уже сейчас заложены в стратегическом плане Екатеринбурга.
– Можно ли говорить о том, что на Урале сложилась своя архитектурная школа?
– Серьезная архитектурная школа, также как и архитектурная специфика, должна складываться не одно столетие. Уральская архитектурная школа начала складываться в 50-е годы ХХ века. На сегодня по уровню подготовки кадров уральская школа стоит на втором месте в стране после московской. Мне очень нравится то, что в этой школе есть особые традиции, отсутствующие в других школах, прежде всего, традиции изучения местных особенностей и работы на их основе.
Уральская архитектурная школа, на мой взгляд, имеет очень большие перспективы развития. На сегодня наше министерство совместно с Архитектурной академией намечает планы создания и развития мощного университетского комплекса, который позволил бы готовить на Урале не просто архитекторов, но и градостроителей самого различного профиля, градостроительных экономистов, теоретиков. Я думаю, что в этом отношении наша архитектурная школа обладает очень большим потенциалом, который раскроется в самое ближайшее время.
– Как Вы оцениваете состояние и потенциал развития градостроительного кадастра в Екатеринбурге и Свердловской области?
– Градостроительный кадастр – это, прежде всего, определенная информационная система. В различных формах эта система существовала всегда в органах архитектуры, сейчас есть проекты сделать эту систему электронной, расширить ее по составу слоев и т.д. Но кадастр – это не более чем информация. Сама по себе она не играет никакой самодовлеющей роли. Это основа для принятия каких-то решений и не более того. Кадастр дает нам информацию, помогающую решать градостроительные задачи. Но эта информация не определяет наши решения на 100%.
В настоящее время градостроительный кадастр передан в ведение областного министерства по управлению госимуществом. То есть, он становится не частью градостроительной деятельности, а частью информационной системы, позволяющей принимать решения и в сфере градостроительства, и в сфере управления недвижимостью, и по многим другим вопросам. А те аспекты кадастра, которые имеют прямое отношение к градостроительству, сохранятся у архитекторов в виде так называемого «дежурного плана».
– Каким образом влияют на развитие уральской системы расселения современные урбанизационные тенденции?
– На сегодня Свердловская область относится к числу наиболее урбанизированных территорий России. Есть, конечно, территории, где городское население составляет 100% – это Мурманская и Магаданская области, где сельского населения просто исторически никогда не существовало. Среди прочих регионов Свердловская область занимает первое место по степени урбанизации. По развитости градостроительной системы мы на втором месте, после Московской области: у них – 76 городов, у нас – 46 городов. На третьем месте Ленинградская область (26 городов).
Я думаю, что с развитием системы расселения Свердловской области, в XXI веке должно возникнуть не менее 7 – 8 городов в восточной части нашей области, которые позволили бы нам выйти на освоение этих восточных территорий. Это будут города-базы, которые будут служить для освоения прилегающих территорий. В них будут сосредоточены базовые предприятия, склады, объекты обслуживания населения, которое будет размещаться на очень широкой территории, возможно, работая на ней вахтовым методом. В определенном смысле, это будут города – логистические терминалы.
Конкретного плана финансирования этих проектов пока не существует. Сегодня важно понимать, что мы хотим сделать. А деньги – они сегодня есть, завтра нет, потом опять есть.
К 2100 году, я считаю, эти проекты будут реализованы, а дальнейшие градостроительные задачи будут определять наши потомки. Сегодня можно предполагать, что будет развиваться система расселения в восточных областях и, в связи с продолжающимся глобальным потеплением, система меридиональных выходов к побережью Ледовитого океана. Как известно, согласно прогнозам ученых, через 100 лет движение по Ледовитому океану будет открытым. Соответственно, самые кратчайшие пути из Европы в Америку на восток пройдут именно по этому маршруту, и Россия должна ставить задачи освоения именно этих территорий.
Беседовал Григорий Ольховиков.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Президент ОАО «Российские коммунальные системы» Михаил Слободин: Есть риск, ...
- «Российские коммунальные системы» могут отказаться от работы на территории ...
- «Российские коммунальные системы» могут отказаться от работы на территории ...
- «Вечерний Екатеринбург» и Ксения Сашина обсуждают «Конструктив вокруг серьё ...
- 3 – 6 апреля в КОСКе “Россия” (Екатеринбург) пройдет специализированная выс ...