«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров спрашивают: «Тарифная узда. Нужна? Не нужна?»

16 июля 2004 (10:28)

Коммерческий автотранспорт Екатеринбурга может попасть под административное регулирование цен за проезд

В четверг на пресс-конференции в офисе Региональной энергетической комиссии Свердловской области глава РЭК Николай Подкопай в очередной раз поднял тему тарифов на услуги общественного транспорта.

Спешим успокоить горожан: ни о каком удорожании проезда речи не шло. Более того: ссылаясь на Постановление Правительства РФ 1995 года, делегирующее региональным энергетическим комиссиям право регулировать рост тарифов, Николай Алексеевич обрушился с критикой на ряд СМИ, якобы распускающих нервозные слухи среди горожан. По его словам, на сегодняшний день у РЭК нет ни одного обращения от муниципалитетов либо транспортных предприятий области с просьбой поднять цену за проезд. А ведь, согласно действующей в области методике ценообразования, именно муниципалитеты и транспортники должны подать такое предложение в РЭК, при этом грамотно его обосновав с точки зрения экономической целесообразности.

Впрочем, словам господина Подкопая несколько противоречит справка, подготовленная самой же РЭК. Согласно ей, с начала 2003 года по настоящее время 22 организации-перевозчика из 25 муниципальных образований Свердловской области уведомили областную РЭК о необходимости повышения платы за проезд в городском и пригородном транспорте в рамках предельных тарифов. По 18 таким уведомлениям ответ РЭК был отрицательным. И лишь в четырёх случаях было сказано «да»: Ачитский МПАП «выбил» для себя тариф в размере 0,72 рубля за километр пути, ОАО «Севертранспорт» (Североуральск) — 0,85 рубля, 000 «Омнибус» — 0,70 и Сысертский ГАТП — 0,79 рубля за километр. То есть речь идёт о тех автопредприятиях, которые оценивают стоимость проезда по километражу.

Значит, есть проблема? Не покрывают действующие тарифы убыков автопредприятий? Почему же тогда муниципалитет Екатеринбурга, по словам Николая Подкопая, не обращается с подобными просьбами в РЭК? Ответ очень простой: как сказал главный специалист екатеринбургского комитета по транспорту Сергей ДРОГА-НОВ, у администрации Екатеринбурга нет права (да и насущной необходимости) диктовать условия в транспортной тарифной политике; более того, вообще некорректно ждать подобных инициатив от муниципалитета. По существующим правилам, с предложением о повышении тарифа должны обращаться транспортные предприятия, а муниципалитет рассматривает их и либо отказывает, либо ходатайствует перед РЭК об удовлетворении запроса.

Учитывая сложную ситуацию, возникшую в России вокруг транспортных льгот для пенсионеров и иных незащищённых категорий, городской власти приходится очень многие такие предложения либо отклонять, либо откладывать их рассмотрение. Сегодня в комитете по экономике администрации Екатеринбурга лежат подробные расчёты, присланные Екатеринбургским метрополитеном и трамвайно-троллейбусным управлением: возросшие тарифы на электроэнергию создали этим организациям нешуточные проблемы. Но обоснованно ли их предложение повысить стоимость проезда до 7 рублей? Это решать РЭК, город своего ходатайства по этому вопросу не выносил.

Главный-то главный, спору нет. Но если ты вперёд смотрящий — будь добр иметь орлиное зрение, чтобы чётко просчитывать, к каким последствиям приведёт слепое администрирование в этом тонком вопросе. Ситуация, возникшая вокруг недавнего повышения цен за проезд в автобусах коммерческих предприятий «Автолайнер» и «Городской экспресс», может стать прецедентом для очередного вмешательства РЭК в тарифную политику екатеринбургских перевозчиков. Суть недоразумения проста: частники увеличили свой тариф до 7 рублей, несмотря на отказ РЭК одобрить эту, во многом вынужденную, меру.

- Мы неоднократно вызывали для беседы коммерческого директора «Автолайнера» господина Шнейдера и говорили ему, что удорожание проезда в частном общественном транспорте экономически нецелесообразно, - утверждает Николай Подкопай. — Руководство «Автолайнера» поступило по-своему и тариф всё же подняло, объяснив это тем, что автобусы этого предприятия якобы имеют статус маршрутных такси, где ценообразование свободно. Хочу напомнить, что за нарушение тарифной политики административный кодекс РФ предусматривает наказание вне зависимости от того, в чьей собственности находится предприятие-нарушитель. Шнейдер как представитель руководства «Автолайнера» был нами оштрафован на 5 000 рублей, штраф был наложен также и на само предприятие в размере 50 000 рублей. Та же участь постигла «Городской экспресс». Данные компании попытались обжаловать наши действия через Арбитражный суд области, но их апелляции оставлены без удовлетворения. Однако до окончательного вердикта суда «Автолайнер» и «Городской экспресс» продолжают взимать за проезд 7 рублей вместо пяти.

Что ж, если закон это пока им позволяет, мы потерпим.

По мнению Николая Подкопая, областная методика формирования тарифов предусматривает возможность регулирования через РЭК цен за проезд в частном городском транспорте, в том числе и в маршрутных такси, но пока региональная энергетическая комиссия не считает целесообразным прибегать к реализации этого права. Зато в недрах РЭК сегодня зреет идея всерьёз рассмотреть вопрос о возможности регулирования тарифов и на «маршрутках». РЭК пока что взвешивает «за» и «против», не спешит, прощупывает все варианты решения: мол, задумайтесь, господа частные извозчики, не будите лихо, пока оно тихо. Но не разумнее ли будет всё же оставить ценообразование на коммерческом транспорте на откуп законам рынка?

— Рынок успешно регулирует цены, когда есть широкая конкуренция в сфере перевозки, — заявил г-н Подкопай,- а конкуренции в Екатеринбурге пока нет.

Ой ли? Достаточно за один день воспользоваться услугами городских маршрутных такси разных направлении, чтобы понять: одни везут за десятку, другие довольствуются восемью или даже шестью рублями. Конкуренция есть - видно невооружённым глазом. Что же будет, если волевым образом заставить частников идти, точнее, ехать, в одной тарифной упряжке с городским общественным транспортом? Не получится ли так, что установленный «сверху» потолок тарифов и для муниципального, и для частного транспорта приведёт к массовому разорению автопредприятий, и тогда волей-неволей спустя некоторое время придётся подымать ценовую планку, — уже с согласия РЭК — причём не на рубль-два, а в разы?

Кстати

В Екатеринбурге в 2003 году муниципалитет профинансировал все убытки автотранспортных предприятий города на 98 процентов. И пока не поднимает вопрос о тотальном увеличении тарифов в отличие от Верхней Салды, Алапаевска, Асбеста и Богдановича (список сей, как вы уже поняли, далеко не полный). И поднимет ли? Всё зависит от позиции областных структур, в том числе и РЭК.

В тему

Купи автобус городу...

Чтоб пассажиры не теряли времени в ожидании на остановке

Вчера же на заседании коллегии администрации города под председательством главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого рассмотрен вопрос о привлечении частных инвесторов в развитие городских пассажирских перевозок.

На сегодняшний день в уральской столице функционирует 97 муниципальных маршрутов, обслуживаемых автобусами, троллейбусами и трамваями, а также 60 частных маршрутов. В часы пик в городе на линию выпускается 310 муниципальных автобусов при необходимой численности 450. Поэтому для улучшения ситуации с пассажирскими перевозками администрация города прорабатывает вопрос о новой форме привлечения к ним частных инвесторов.

Перед коммерсантами ставится задача приобретения в кредит новых комфортабельных больших автобусов. Для того, чтобы затраты коммерсантов окупились, администрация города готова выделить им для обслуживания 7 муниципальных маршрутов. По расчётам специалистов, срок окупаемости проекта составит 5 лет. При этом маршруты будут передаваться частникам постепенно, в течение 2004—2005 годов исключительно на условиях тендера, на них сохранятся все льготы. Перед коммерсантами ставится и условие по обеспечению высокого качества обслуживания пассажиров. И ещё. Техническое обслуживание машин будет осуществлять муниципальное автобусное предприятие, имеющее мощную ремонтную базу и систему контроля технической безопасности транспорта.

На совещании отмечено, что нововведение ни в коей мере не ослабит муниципальное автобусное предприятие. Как подчеркнул глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, муниципальный транспорт по-прежнему будет составлять основу городских пассажирских перевозок. По информации пресс-службы администрации Екатеринбурга.

Комментарий

У горожан есть выбор

Коммерческий директор 000 ««Автолайнер» Максим Шнейдер:

— РЭК провела проверку порядка ценообразования в связи с тарифом, который мы предложили. По мнению комиссии, мы этот порядок нарушили. Мы с этим не согласны. Но у нас с Подкопаем конфликта нет, есть лишь иная точка зрения на юридический вопрос: мы не считаем, что как предприятие подпадаем под компетенцию РЭК. Мы вовсе не утверждаем, что у автобусов «Артолайнера» статус маршрутных такси, мы лишь подчёркиваем, что наши автобусы не являются общественным транспортом, тарифы на котором регулирует РЭК. Мы — транспорт альтернативный. И до тех пор, пока постановление РЭК относительно «Автолайнера» не вступит в законную силу, тариф не снизим. Мы, поднимая весной цены, сознательно пошли на финансовый риск, потому что у нас в связи с удорожанием проезда уменьшился пассажиропоток, сократился пакет услуг, но в то же время обозначилась группа наших постоянных клиентов.


Другие материалы по теме: