«Уральский рабочий» и Юлия Санатина описывают, как выглядит «Арифметика домашнего тепла»

24 августа 2004 (11:00)

Насколько вырастут тарифы в следующем году?

С наступлением холодов мы особенно остро начнем чувствовать, что живем в России: не только потому, что лето у нас до слез короткое, но и ощутив резкое увеличение нагрузки на семейный бюджет: ведь в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг около 40 процентов занимает стоимость отопления.

Платежи растут год от года — к сожалению, отнюдь не пропорционально температуре в квартире: тепло нашего городского «очага» зависит от многих факторов — температуры теплоносителя, подаваемого энергоснабжающей организацией; протяженности и целостности теплосетей; качества жилища…

Деньги, которые мы платим за тепло, для большинства весьма существенны, а значит, хотелось бы знать, что ждет нас предстоящей зимой? Тем более что с 1 января, как обычно, все тарифы, в том числе и на тепловую энергию, должны будут подрасти.

В конце прошлой недели российское правительство обсудило прогнозы социально-экономического развития страны и роста тарифов на услуги естественных монополий на ближайшие три года. Как ранее неоднократно заявлял министр экономического развития и торговли Герман Греф, тарифы эти, начиная со следующего года не должны опережать инфляцию, которую МЭРТ прогнозирует на следующий год в размере 8—9 процентов.

В проекте федерального бюджета на 2005 год, который обсуждался кабинетом министров вчера, инфляция запланирована несколько меньше — на уровне 7,5—8,5 процента. Однако лишь железнодорожникам утвердили рост тарифов в этих пределах. Правительство одобрило увеличение тарифов на электроэнергию в 2005 году на 9,5 процента, а вот природный газ подорожает вообще на 23 процента, причем цифра эта была еще увеличена по сравнению с первоначальными планами.

Газ, как известно, является в России одним из наиболее распространенных видов топлива, следовательно, стоит ждать и ощутимого роста стоимости тепла.

С 11 августа Региональная энергетическая комиссия (РЭК) приступила к утверждению тарифов на тепловую энергию на 2005 год. О том, каков механизм формирования тарифов и из чего складывается сумма, которую мы платим за тепло, мы говорим с первым заместителем председателя РЭК Свердловской области Надеждой Запорожец.

Алгоритм решения задачи

— Надежда Викторовна, можно ли назвать некую среднюю цифру предполагаемого роста тарифов на тепло в следующем году?

— На самом деле цифры очень разные. Так, по городу Карпинску у нас получился рост в среднем на 8,2 процента, а вот в Нижнесергинском районе увеличения нынче вообще не будет.

Сразу уточню: хотя мы утверждаем тарифы для каждой энергоснабжающей организации в отдельности, для гражданина значение будет иметь средний тариф по муниципальному образованию, который определяется с учетом стоимости тепловой энергии, поставляемой всеми теплоснабжающими организациями, и утверждается главой местной администрации. Например, жителям Екатеринбурга поставку тепла осуществляют сто с лишним различных организаций. Хотя наибольший удельный вес — около 75 процентов — имеет, конечно, теплоэнергия, вырабатываемая «Свердловэнерго».

— Тарифы на тепло, как и на электрическую энергию, РЭК по-прежнему утверждает один раз в год?

— Да, но в этом году процедура несколько изменилась: если раньше нас обязывали просто утвердить тарифы до 1 января, и получалось, что все энергоснабжающие предприятия в декабре свалили на нас огромное количество расчетных материалов, то в этом году любая организация, которая намеревается изменить тарифы, обязана представить в РЭК свои расчеты до 1 июля. Так что времени на работу у нас больше.

—Итак, каков прогноз роста стоимости тепла в следующем году?

—Если предприятие ежегодно тарифы пересматривало, то никаких неожиданностей быть не должно. Алгоритм расчета достаточно прост: фактические расходы, учтенные в действующем тарифе, индексируются — умножаются на плановый индекс роста тарифов, которые утверждает Министерство экономического развития Российской Федерации.

— И каковы эти индексы на 2005 год?

— Они различны по отраслям. Уже известно, к примеру, что цены на газ в Свердловской области увеличатся на 19 процентов, цены на уголь и мазут вырастут на 12 процентов, дрова подорожают на 10 процентов. Соответственно, тепловая энергия, вырабатываемая из природного газа, может подорожать максимум на 14 процентов, а предприятия, работающие на иных видах топлива, вправе поднять тариф не более чем на 11 процентов.

Хотя есть ряд организаций, которые не утверждают свои тарифы, то есть у них цифры просто-напросто не изменятся. А некоторые предприятия вообще несколько лет тариф не пересматривали — порой с 1998 — 2000 годов. Таким мы не имеем права просто проиндексировать тариф на 10 процентов: он не будет экономически обоснованным. Мы обязаны рассмотреть их фактические затраты: на приобретение топлива, на заработную плату и так далее — от начала до конца. У таких организаций, при той же самой стоимости энергоресурсов, индекс, конечно, будет выше.

— Насколько я помню, в прошлом году Федеральная энергетическая комиссия устанавливала предельный индекс, выше которого повышать тарифы было нельзя. Эта практика больше не применяется?

— Да, в прошлом году был индекс 16 процентов, и организации, которые долгое время не пересматривали тарифы, не могли получить больше, даже если они предоставляли экономически обоснованные расчеты. И они остались на 2004 год с убыточными тарифами. В этом году процедура изменилась, но изменились и сроки:

свои предложения по предельному уровню тарифов предприятия должны были внести в РЭК до 15 мая. Мы направили все эти предложения в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), которая и примет соответствующее

постановление о предельном уровне роста. О своем намерении повысить тарифы свыше нормативного роста заявили в Свердловской области порядка 140 организаций, доводы 120 из них были признаны убедительными, но ФСТ пока окончательного решения не приняла.

Ожидается, что в конце августа — начале сентября они передадут все предложения регионов в правительство России и вскоре выйдет постановление правительства о предельном индексе роста тарифов.

— То есть для таких организаций, тарифы которых давно не пересматривались, скачок в этом году может быть довольно существенным?

— Да, но повторю, что жители муниципалитетов этот скачок не слишком ощутят, поскольку они будут платить по-среднему. Кстати, как правило, такие «спящие» организации имеют небольшой объем полезного отпуска, а значит, оказывают минимальное влияние на средний по муниципалитету тариф.

— То, что со следующего года доля населения в оплате коммунальных услуг увеличивается до 90 процентов, отразится на тарифах?

— На тарифах — нет, ведь они формируются исходя из реальных затрат. Но сумма платежей населения, конечно, увеличится. Мы бы хотели, конечно, в этом году ликвидировать перекрестное субсидирование, но понимая, что одновременно население переходит к 90-процентной оплате, вынуждены были пока от этого отказаться: двойной рост население просто не перенесет. Это могло бы привести к повышению квартплаты, которое превышает рост доходов населения, это повлечет не только жалобы, но и может привести к неплатежам. А какой смысл повышать тарифы, если по ним платить не будут? Будет накапливаться дебиторская задолженность, а живых денег у предприятий все равно не будет.

Дрова плюс худые трубы

— Интересно, а из чего складывается тариф на тепло? Какую долю занимает в нем стоимость энергоресурсов и другие составляющие?

— Мы проводили такой анализ, и хотя нет двух абсолютно одинаковых энергоснабжающих организаций, но кое-какие обобщения сделать можно. Главным образом, это зависит от того, какой вид топлива используется и от мощности энергоисточника.

В любом случае, основная составляющая — топливная. Так, у коммунальных котельных, использующих газовое топливо, в среднем 56 процентов затрат идет на оплату природного газа. Если это мощные ТЭЦ, которые вырабатывают как электрическую, так и тепловую энергию, у них меньше доля прочих расходов, и доля топливной составляющей — 65,5 процента. Для угольной котельной доля топлива — 54,5 процента, для котельной, работающей на мазуте — 77 процентов, на дровах — 48 процентов, и самая высокая топливная составляющая у электрокотельных — 87 процентов. Это вполне понятно, ведь электроэнергия — самый дорогой вид топлива. Но даже у котельных, работающих на одном виде топлива, цена может отличаться: скажем, оптовая цена газа единая по всей Свердловской области, но у разных поставщиков различные тарифы на транспортировку. И, конечно, чем крупнее энергоснабжающая организация, тем выше у нее полезный коэффициент использования топлива.

Следующие по величине в структуре затрат — затраты на электрическую энергию, связанные с эксплуатацией оборудования. Они варьируются от 10 процентов у газовых котельных до 4,3 процента у работающих на мазуте.

Значительный удельный вес занимают затраты на оплату труда: для газовых котельных это 7 — 7,5 процента, угольных и дровяных — около 12 процентов, для мазута — 2,6 и 4,1 процента — для электрокотельных. Эта статья расходов, пожалуй, наиболее дифференцированная: она зависит и от численности персонала, и от уровня зарплаты на предприятии. Большое значение имеет также объем полезного отпуска. Скажем, когда мы рассматривали Нижнесергинский район, выявились интересные цифры: у двух примерно одинаковых котельных, работающих на одном виде топлива, с одинаковой численностью персонала, тариф отличается почти в полтора раза — только за счет разницы в объемах полезного отпуска.

Ведь при расчете тарифа вся сумма затрат делится на объем полезного отпуска, то есть чем больше знаменатель этой дроби — тем ниже тариф.

— А входят ли в структуру тарифа затраты на ремонт, на закупку нового оборудования?

— Да, и, честно говоря, экономить на этой статье мы боимся: а вдруг зимой произойдет серьезная авария? И очень хорошо, что в прошлом году вышло постановление правительства о программах производственного развития, осуществляемых за счет тарифов, подлежащих государственному регулированию. Этим постановлением регламентируется порядок: все, кому нужны деньги на восстановление оборудования или

развитие, должны заранее составить программу, обосновать свои расходы, согласовать эту программу с органом местного самоуправления и до 15 мая представить ее в РЭК, ведь любой сверхнормативный рост тарифов должен быть заранее нами учтен и согласован с ФСТ.

— То есть инвестиционная составляющая не рассчитывается в среднем для всех: вопрос решается индивидуально по каждому предприятию?

— Да. Мне лично очень нравится рассматривать инвестиционную составляющую, когда предприятие, ранее использовавшее мазут или уголь, переводится на газовое топливо. Нравится потому, что это никогда не приводит к росту тарифа, а даже к некоторому снижению, несмотря на то, что на переоборудование необходимы определенные затраты.

Хотя в большинстве случаев, конечно, инвестиционная составляющая приводит к росту тарифа, скажем, когда надо менять трубы. Надежда на то, что расходы снизятся за счет уменьшения потерь, не обоснована: мы ведь учитываем в тарифе только нормативные потери — то, что теряется при транспортировке в расчете на то, что трубы в порядке (это в среднем от 5,4 до 6,13 процента энергии — величина зависит от протяженности и диаметра трубы), а сверхнормативные — то, что теряется фактически через дырявые трубы — не учитываем. Если мы будем включать в тариф и сверхнормативные потери, у теплоснабжающей организации никогда не будет стимула бороться с ними.

У одних умножится, у других — отнимется

— В последнее время наше государство предприняло ряд шагов навстречу бизнесу, в частности, заметно снижены налоги, к примеру, единый социальный налог. Наверное, государство ждет ответных шагов и от бизнеса — чтобы снижались цены на их продукцию. Между тем, те же энергетики, поставщики энергоресурсов (скажем, нефтяники, прибыли которых и без того все время растут в связи с ростом цен на мировом рынке) постоянно повышают цену на свою продукцию. Государство, и в частности РЭК, как-то может влиять на этот процесс?

— У нас существует государственное регулирование тарифов на электроэнергию, но она не является первичным продуктом, и мы уже говорили о том, что львиная доля в структуре этих тарифов приходится на топливную составляющую. И если дорожают энергоресурсы, то и сам продукт не может не дорожать. А из всех видов топлива государством регулируется только цена на газ. А по газу была провозглашена такая политика, что его стоимость должна быть в перспективе доведена до стоимости энергетических углей. То есть газ будет дорожать. И 19-процентный рост цен на газ в 2005 году — это очень серьезно. Это самый высокий темп роста из всех видов топлива. И всякий раз, бывая на совещаниях, мы слышим, что газовики еще и недовольны такими темпами роста цен. У них есть прямой интерес увеличивать поставку газа за рубеж, где цены значительно выше.

— То есть государство свои права предъявить не хочет: снижая налоги, потребовать какой-то социальной ответственности от бизнеса? Ведь теперь те же газовики гораздо меньше отдают обществу, чем раньше.

— Стоит лишь вопрос о том, чтобы рост тарифов не превышал инфляцию, то есть темпы роста планируется замедлить: если в 2003 году предельная величина роста цен на электроэнергию в Свердловской области составила 14 процентов, то в этом году ее рост не превысит 9,6 процента, а на будущий год планируется 6 — 7 процентов.

— Согласно концепции реформы электроэнергетики, планируется, что уже с 2007 года цены на электроэнергию перестанут регулироваться государством. А в отношении энергии тепловой что-то подобное предполагается?

— В тепловой энергетике пока никакие реформы не планируются. Ведь на свободу планируется «выпустить» не всю электроэнергетику, а только генерацию и сбыт — те направления, где возможна конкуренция. Котельная,

которая снабжает теплом ваш город, всегда будет для вас оставаться монополистом. Я, честно говоря, не

представляю, как можно создать рынок тепла. Да и не всегда свободный рынок регулирует цены. Скажем, когда росли цены на хлеб, мы анализировали рынок зерна. Звучали такие слова: хлеб дорожает, потому что зерна мало. Но когда зерна собрали много и цены на него были низкими, хлеб ничуть не подешевел.

— В последнее время часто звучит и такое мнение: когда в наше жилищно-коммунальное хозяйство придет частник, не только улучшится качество оказания услуг, но и снизится их стоимость. Однако пока что, хотя бы на примере «Свердловских коммунальных систем», мы видим, что как раз они и поднимают вопрос о решительном повышении тарифов…

— К сожалению, на словах они действительно очень много хотят сделать, реконструировать. Но сначала, говорят, дайте нам денег: нужно все восстановить. Так, имея деньги, мы бы и без них могли все восстановить: мы ведь их пригласили как инвесторов, которые могут вложить в эту сферу свои деньги. Понятно, что потом эти деньги должны вернуться. Но частники, к сожалению, вкладывать пока ничего не хотят.


Другие материалы по теме: