«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров спрашивают, «Зачем бизнесу «в тень уходить»?

1 октября 2004 (12:20)

Ответ на этот вопрос нашли на конференции в Екатеринбурге экономисты и представители разных уровней исполнительной власти

В течение двух дней, с 29 по 30 сентября, в Екатеринбурге проходила Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая проблемам диагностики и нейтрализации теневой экономики в стране и в регионах. В ней приняли участие известные экономисты, политологи и представители практически всех ветвей власти, что неудивительно, - теневой сектор сегодня охватывает от 20 до 25 процентов ВВП России, ставя под угрозу бюджеты всех уровней, а следовательно — и благосостояние огромного числа россиян, работающих в бюджетной сфере либо получающих от государства пенсию.

По словам заместителя Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Виктора Басаргина, место проведения конференции выбрано не случайно: именно в УрФО, где объём укрываемых налогов составляет до 70 процентов доходов как федерального, так и областных и муниципальных бюджетов, тема теневой экономики стала предметом серьёзного изучения. Анализ, проведённый учёными Института экономики УрО РАН совместно с МВД России, вскрывает картину крайне неутешительную: только в УрФО средняя доля предприятий, составляющих теневой сектор, приближается к 27 процентам, причём в Свердловской, Челябинской и Курганской областях эта язва проявляется больше, чем в нефтегазовых Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах. Наиболее подвержены «уходу в тень» агропромышленный, лесоперерабатывающий, оборонный комплексы и сырьевая отрасль.

Возникает вопрос: если теневой сектор экономики наносит такой ущерб благосостоянию населения, почему же уровень занятости в нём составляет почти 15 процентов рынка рабочих рук УрФО? Ответ известен: во-первых, процесс государственного регулирования «белой» экономикой, по мнению участников конференции, давно принял коррупционный характер, что существенно замедляет темпы экономического роста в России. Во-вторых, теневой сектор при всех его изъянах сегодня способен не только быстро обеспечить людей работой, но и, что важнее, работой по специальности, со стабильным и высоким заработком. Такие предприятия не страдают от излишней опеки контролирующих органов — впрочем, они вообще не страдают от опеки, так как «не видны» ни налоговикам, ни правоохранительным органам.

Участники конференции единодушны в том, что только силовыми методами и запретами проблему «теневого сектора» не решить. Необходим целый комплекс мер, направленных на вывод предприятий из тени: возможно, стоит реабилитировать налоговые льготы для малого и среднего бизнеса; возможно — принять серию действенных законов о коррупции на федеральном уровне; без всякого сомнения, добиться устойчивых темпов социально-экономического развития страны, которые позволят увеличить доходы населения хотя бы до нижней планки общеевропейского уровня.

Комментарий

Зачастую и выбора нет

На финальном пленарном заседании конференции в обсуждении проблемы принял участие глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий.

- Свердловская область и Екатеринбург считаются регионами, где рыночные реформы идут очень быстрыми темпами,—подчеркнул он.—Это, с одной стороны, хорошо, но зато и все изъяны и несовершенство нашей рыночной экономики у нас проявляются иной раз в более откровенных формах. Сегодня теневая экономика фактически срослась с «официальной» и даже конкурирует с ней в части трудовых и материальных ресур-сов. Необходимо учитывать потенциальные возможности теневого сектора, благодаря которым он способен создавать большое количество рабочих мест. Поэтому нельзя просто взять и в одночасье ликвидировать источники «теневых» доходов населения—основной упор в этой борьбе нужно делать на создание в стране и регионах условий, препятствующих дальнейшему развитию этой «отрасли» нашей экономики. Органы власти должны сосредоточить больше внимания на проблемах малого и среднего бизнеса, у которого часто нет выбора — либо «уход в тень», либо банкротство.


Другие материалы по теме: