«Уральский рабочий» и Юрий Глазков рассказывают, что «Нормотворческий абсурд можно преодолеть и без помощи взяток»

5 октября 2004 (12:59)

Недавно созданная Ассоциация строителей города Екатеринбурга, объединяющая в своих рядах более ста предприятий отрасли, успела зарекомендовать себя как общественная организация, отдающая приоритет решению практических вопросов, от которых зависит бесперебойное функционирование строительного комплекса города.

Как подчеркивает председатель ассоциации — заместитель главы Екатеринбурга по капитальному строительству и землепользованию Владимир Крицкий, в опоре на коллективный разум легче расшивать узкие места, в том числе и образовавшиеся в результате бюрократического нормотворчества федеральных и региональных чиновников. Среди такого рода проблем — проблема реализации санитарных правил и норм (Сан-ПиН), введенных на территории РФ летом прошлого года, рассмотренная на одном из заседаний президиума ассоциации.

В частности, этот документ изменил в сторону увеличения размеры санитарно-защитных зон, которые необходимо выдерживать при проектировании и строительстве жилищно-гражданских объектов. Теперь так называемые объекты обслуживания населения можно размещать не ближе 50 метров от жилых зданий (раньше было от 10 до 40 метров в зависимости от шумовых характеристик). В эту градацию попадают магазины, предприятия службы быта, спортивные залы, развлекательные центры и т.д. Те же 50 метров должны отделять от жилых домов открытые спортивные площадки, автопарковки, которые, в свою очередь, должны отстоять на такое же расстояние от детских игровых площадок...

То есть, если буквально следовать этим нормам, двор, содержащий минимум привычных атрибутов, должен быть по размерам примерно 200 на 200 метров. А это означает, что строительство новых микрорайонов потребует освоения огромных территорий. Но, во-первых, свободной земли не так много, как хотелось бы. Во-вторых, она сама по себе отнюдь не бесплатна, не говоря уже о колоссальных дополнительных суммах, которые придется вложить в соответствующим образом удлиняющиеся дороги, водопроводы, теплотрассы, канализационные коллекторы, линии электропередачи, — можно себе представить, как подскочит при этом стоимость жилья. В-третьих, жилье отодвинется от центра города, от мест работы людей, что потребует затрат на развитие системы общественного транспорта...

А как быть с уже существующей застройкой? Здесь новым нормам не удовлетворяет практически ни один двор Екатеринбурга, в том числе и в таком довольно новом микрорайоне, как Ботаника, который впору вообще закрывать для проживания. Сносить уже построенное, конечно, вряд ли придется, но на развитии имеющихся городских территорий можно поставить крест. Даже воткнуть где-то во дворе стритбольный щит или песочницу для детей теперь — большая проблема.

Особенно обращает на себя внимание противоречивость требований, предъявляемых к проектировщикам и строителям. Например, в том же самом СанПиНе заданы более щадящие нормы по инсоляции зданий: если раньше солнце должно было «заглядывать» в каждую квартиру не менее чем на два с половиной часа ежедневно, то теперь это минимум два часа (для центра города — полтора вместо двух), что сделано как раз для того, чтобы вести более плотную застройку. Кроме того, новые СанПиН никак не стыкуются с никем не отмененными нормами проектирования жилых зданий, которые допускают размещать объекты обслуживания населения даже не вплотную к жилым домам, а в их первых, вторых и цокольных этажах...

Спору нет — санитарные нормы должны соблюдаться, они ведь, в принципе, для охраны нашего здоровья вводятся. Но зачем доводить их до абсурда, до заведомо невыполнимого уровня?

Не для того ли, чтобы их обходить, объезжать, игнорировать и попирать?

Те же самые «драконовские» СанПиН содержат в своем тексте «антидраконовскую» оговорку: размеры санзон в каждом конкретном случае могут быть уменьшены решением главного санитарного врача субъекта федерации (в нашем случае — Свердловской области) или его заместителя. То есть застройщику и контролирующей его инстанции дана возможность договориться. Что это означает в российских условиях, понятно каждому россиянину. Наверняка кто-то был весьма заинтересован лоббировать принятие этого документа.

Как быть? Строго выдерживать предписанные расстояния? Как показал годичный опыт, в Екатеринбурге предпочитают согласовывать их сокращение. Но это (как минимум!) — ценой времени, сил и нервов, затраченных на хождение по различным инстанциям всех участников строительного процесса с целью доказать очевидное.

Ответ между тем найден и в столице, где введены «Нормы и правила проектирования планировки и застройки города Москвы», которыми зафиксирован компромисс с надзорными службами, позволивший вести значительно более плотную застройку, и в большинстве других субъектов Федерации, включая области, входящие в УрФО, где принять! и действуют аналогичные документы, наличие которых федеральным СанПиНу не противоречит. Свердловская же область, гордящаяся своими достижениями во многих сферах, включая иормотворческую, в данном вопросе стоит почему-то особняком...

Представители предприятий и организаций, входящих в Ассоциацию строителей Екатеринбурга, единодушно высказались за скорейшее решение этой наболевшей проблемы. Принято решение направить коллективное обращение на имя председателя областного правительства Алексея Воробьева, во власти которого принять по этому вопросу принципиальное решение. Что же до конкретных нормативов, учитывающих особенности городов Свердловской области, то строители даже выразили готовность в складчину оплатить разработку такого документа, если в бюджете соответствующего (впш-стерства средства на это не будут предусмотрены.


Другие материалы по теме: