«Деловой Квартал» и Алексей Зарин сообщают: «Японцы» и «Корейцы» наехали на Урал

1 ноября 2004 (13:56)

На октябрь – ноябрь традиционно приходится пик продаж новых иномарок. Чтобы выяснить, какие модели пользуются наибольшим спросом, «ДК/моторз» провел собственное исследование авторынка. Пятерка лидеров удивила не сильно. Однако порядок их расположения в импровизированном рейтинге показал, что потенциал некоторых популярных марок сдерживает сбытовая политика производителей на региональных рынках.

Игра в гольф

В Екатеринбурге спрос на новые иномарки растет сверхвысокими темпами. Как говорит ведущий специалист отдела маркетинга «Оками Моторс» (дилер двух марок Mitsubishi и Hyundai) Евгения Корякина, если сравнить среднемесячные продажи в начале года и в последние месяцы, то прирост составил более 100%. Это подтверждается и общероссийской статистикой. С января по сентябрь 2004 г., по предварительным оценкам, в России было продано около 250 тыс. новых иномарок, что почти вдвое превышает показатели аналогичного периода 2003 г. (около 135 тыс. автомобилей).

Авторынок в России развивается высокими темпами по нескольким причинам. Среди них и доступность кредитов, и рост благосостояния. Но самое главное — практически все иностранные производители наладили поставки в РФ «бюджетных» моделей по цене $10-15 тыс. — именно на этот ценовой сегмент приходится пик продаж. Согласно оценке отдела аналитики LADAONLINE, средневзвешенная цена новых иномарок, реализуемых дилерами на российском рынке, по итогам 9 месяцев этого года составила $ 20,7 тыс. Примерно 40% продаж новых иномарок в этом году пришлось на ценовой сегмент от $ 10 до $ 15 тыс. Лидеров в этой группе мы и решили определить.

Если вспомнить о ситуации 2 – 3-летней давности, когда в сегменте «10 – 15» ведущие позиции занимал всеволжский Ford, то иначе как «уходом в отрыв» успехи японских и корейских производителей – Hyundai, Nissan, Toyota – назвать нельзя. На первом месте в Екатеринбурге по итогам 9 месяцев 2004 г. находится Nissan Almera: продажи составили 819 автомобилей. Такую информацию предоставила «ДК» ассистент отдела маркетинга ООО «Ниссан Мотор РУС» (официальный импортер Nissan Motor в России) Мария Илюхина. Дилеры Nissan в Екатеринбурге – компании «Автосан» и «Лаки Моторс» — продают обновленную Almera уже давно. Без шумных презентаций, фуршетов и массовых тест-драйвов для прессы эта модель в автосалонах Екатеринбурга появилась в ноябре 2002 г. И до сих пор Almera значится в лидерах среди автомобилей гольф-класса. Помимо всем известных качеств Almera – неприхотливости и надежности, спрос стимулирует и такой фактор, как цена. Заплатив $15,9 тыс., покупатель получает машину с кондиционером, сигнализацией, подогревом сидений, омывателем фар, 4 подушками безопасности. Другие автопроизводители не могут предложить такой перечень опций за аналогичные деньги.

Второе место на региональном рынке занял Mitsubishi Lancer – 746 автомобилей. Лидером по продажам Lancer стал «Сити-Моторс». Как рассказал «ДК» руководитель отдела продаж автосалона Роман Крестьянинов, за три квартала нынешнего года компания продала 435 машин этой модели. В «Оками Моторс» было реализовано 311 автомобилей. Как считает Евгения Корякина, такой результат был вполне предсказуем, поскольку Lancer – один из самых доступных автомобилей в своем классе: К преимуществам Lancer надо также отнести широкую модельную гамму и богатое оснащение уже в базовой комплектации (ABS, 2 подушки, электропакет, кондиционер). Немаловажно еще и то, что Lancer производится в Японии.

Один из неизменных лидеров в гольф-классе – Toyota Corolla – также не обойден вниманием. «Тойота Центр Екатеринбург» продал 378 авто. В другом автосалоне-дилере «Авто-плюс» отказались дать информацию об объемах продаж. Однако приблизительный подсчет произвести все-таки удалось. Cпециалисты «Тойота Центр Екатеринбург» утверждают, что продажи Corolla в этом автосалоне процентов на 20-30 ниже. Таким образом, общий объем составляет приблизительно 640 – 680 автомобилей за 3 квартала нынешнего года. Это третий показатель на местном рынке. Но если учесть, что с 12 июля 2004 г. официальные российские дилеры компании Toyota начали продажи обновленной Corolla, то до конца года самый популярный японский автомобиль вполне может подняться на ступеньку-другую.

Четвертое место в «модельном» зачете Екатеринбурга пришлось на «ударную» малолитражку от Hyundai – Getz стоимостью от $ 10 тыс. По данным «ДК», подтвержденным специалистом по связям с общественностью компании «Карнэт2000» (официальный дистрибьютор Hyundai Motor Company в России) Иваном Карпузовым, с начала января по 18 октября 2004 г. было продано 614 Hyundai Getz. Специалисты уверяют, что быстрому росту продаж способствовало расширение дилерской сети. До недавнего времени этими корейскими машинами торговал в Екатеринбурге только «Автосан». Новый дилер Hyundai появился в Екатеринбурге в октябре 2003 г.

Справедливости ради заметим, что такие успехи корейская марка демонстрирует не только в Екатеринбурге. В августе пресс-служба российского представительства сообщала, что Hyundai вышел на первое место по объемам продаж, за месяц потеснив японскую Toyota. Залог успеха корейского автопроизводителя – выгодные цены. Еще одним привлекательным фактором марки Hyundai остается богатое оснащение дополнительным оборудованием даже в базовой комплектации.

Некоторые участники авторынка уже переименовали автомобильный класс B из «гольф-класса» в «класс Getz».

Замыкает пятерку лидеров Ford Focus с 544 проданными машинами за 9 мес. 2004 г. В каком-то смысле это ветеран лидеров рынка новых иномарок – машина производится с 1999 г., на российском рынке держалась в первых строчках продаж несколько лет подряд. Помимо достоинств самого автомобиля и, что немаловажно для потребителя, низкой стоимости обслуживания – 50 у.е. за ТО, – достижения этой марки на местном рынке объясняются и высокой долей флитовых сделок. По словам руководителя отдела продаж Ford компании «Автоленд» Евгения Кудасова, она составляет не менее 30%. Этот показатель до сих пор остается самым высоким. «Форд Мотор Компани» традиционно большое внимание уделяет корпоративным продажам и рекомендует так же работать и своим региональным дилерам. В автосалоне Ford компании «Автоленд» есть специальный флитовый отдел, который готов предложить корпоративным клиентам специальные цены, скидки на обслуживание в зависимости от категории потребителя и количества заказанных машин. В Екатеринбурге с Ford сотрудничают такие компании, как HILTI, аэропорт «Кольцово», МТС, Wrigley, Nestle, Philip Morris.

Уральский характер спроса

Объемы продаж местных дилеров в секторе иномарок, пользующихся самым большим спросом, идут вразрез с федеральной статистикой. Так, по данным рейтингового подразделения ИАА РБК, в России на первом месте до сих пор держится Ford Focus c 19178 проданными автомобилями за 3 квартала нынешнего года. В Екатеринбурге эта марка заняла только пятое место. А Nissan Almera, который поднялся лишь на 4 место в этом рейтинге, у нас в городе занимает ведущие позиции. Другой пример — Mitsubishi Lancer, который в Екатеринбурге получил второе место в списке самых популярных иномарок, а в рейтинге того же РБК держится на третьей позиции. Hyundai Getz по сумме федеральных продаж лишь пятый.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что весьма часто позиция той или иной модели в рейтинге зависит не от местного дилера, а от того, как поставлена сбытовая политика в сети. К примеру, сегодня в Екатеринбурге практически любую комплектацию Corolla можно приобрести у местных дилеров в течение недели–двух. То же самое касается Nissan Almera. Для Hyundai Getz срок ожидания наиболее ходовых комплектаций составляет около 2 недель. А вот стать владельцем Ford Focus в режиме «пришел-увидел-купил» не получится. Более того, уже месяц запись на этот автомобиль прекращена. И когда она возобновится, пока не знает никто. Евгений Кудасов: Квота на 2004 г. по Ford Focus для Екатеринбурга составляет около 800 автомобилей. Эти ограничения были определены еще в прошлом году. Теоретически, я думаю, мы могли бы реализовывать по 100 Focus в месяц. Но, к сожалению, возможности завода во Всеволжске не безграничны.

Если бы мы отбирали лидеров спроса по длительности ожидания нового автомобиля, то на первом месте, несомненно, оказалась бы Mazda 3. Трудно поверить, но если вы сейчас придете в автосалон и закажете машину, то получите ее в июле-августе следующего года! Причем, как уверяют дилеры, покупатели идут, заказывают и ждут. Уже сейчас до лета 2005 г. расписаны 160 «троек». Как говорит начальник отдела продаж Mazda компании «Автоленд» Светлана Зырянова, еще год назад у автосалона была своя достаточно небольшая категория клиентов. Со сменой имиджа, с появлением в прошлом году новых моделей количество поклонников марки значительно возросло. Свою роль сыграл и агрессивный дизайн новых моделей. Многие автолюбители хотят, чтобы на их машины оглядывались на улице.

По словам г-жи Зыряновой, за 2004 г. в городе продано 111 Mazda3 и 170 Mazda6 (такой разрыв между «средней» и «младшей» моделями объясняется тем, что «шестую» модель начали продавать раньше). Ежемесячно в автосалон приходят порядка 50 Mazda6 и около 10-20 Mazda3. Квота на Mazda3 для «Автоленда» в этом году составляет 190 машин. И никто не знает, во сколько раз могли бы увеличиться продажи этой модели в Екатеринбурге, если бы не ограничения. Светлана Зырянова: Квота автозавода на Mazda3, конечно, не совсем соответствует нашим ожиданиям. Мы просили гораздо больше — ежемесячно около 100 автомобилей. Впрочем, сейчас производитель принимает меры, и в скором будущем на Россию начнет работать дополнительная конвейерная линия. Мы надеемся, это позволит более полно удовлетворить покупательский спрос.

Примечательно, что дилеры Mitsubishi уже бывали в аналогичной ситуации. В конце прошлого — начале нынешнего года на Lancer также была очередь и устанавливались квоты: покупателям приходилось ждать два-три месяца. Никто не предполагал такого бешеного спроса на новую модель. По словам Романа Крестьянинова, «Сити-Моторс» за пять месяцев до начала продаж планировал, что Lancer займет минимум 60 % в общем обороте, а в реальности вышло порядка 80%. К счастью, в этом году Москва дала возможность дилерам перейти на свободные продажи, и сейчас можно найти все комплектации Lancer.

лидер в абсолютном зачете

Если бы мы выстраивали абсолютный рейтинг популярности новых иномарок (не принимая во внимание ценовую нишу моделей), то первое место в Екатеринбурге заняла бы Daewoo Nexia. По информации дистрибьютора UZDAEWOOauto – компании «Уздэу Екатеринбург» — за 9 месяцев 2004 г. эта модель была продана «тиражом» 1132 шт. Из них новые 16-клапанные модели составили большинство — 618. По словам директора «Уздэу Екатеринбург» Мурата Набиева, ежемесячно в городе продается 300 Nexia — этот показатель пока недосягаем для остальных иностранных автопроизводителей. Примечательно, что такие успехи Nexia демонстрирует в Екатеринбурге на фоне заявлений центральной автомобильной прессы о якобы близком закате модели и спаде продаж. По данным опрошенных «ДК» директоров автосалонов, Daewoo Nexia еще долго будет занимать лидирующие позции среди дешевых иномарок. Сергей Кетов, технический директор автосалона «МС»: «Эту машину рано списывать со счетов. Мы, например, распродаем всю квоту в два счета. Бывает, что люди записываются. Спрос растет. Завод не работает по заявкам потребителей, у него есть производственная программа. Машина популярная, и благодаря цене – $ 9 тыс. – конкурирует в первую очередь с отечественными марками, которые по стоимости ее уже догоняют».


Другие материалы по теме: