Виктор Контеев: Будущее за торговыми центрами

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечал заместитель главы города Екатеринбурга Виктор Контеев.

– Виктор Владимирович, каковы основные итоги развития товарного рыка Екатеринбурга в 2004 году? Можно ли говорить о качественных изменениях, произошедших в данном сегменте за последние годы?

– Развитие каждой отрасли городского хозяйства невозможно без развития города в целом и без комплексного решения встающих перед ним макроэкономических проблем. Сейчас мы можем говорить о том, что основные макроэкономические проблемы Екатеринбурга практически решены. Город развивается, реальные доходы на душу населения за 9 месяцев этого года возросли на 11-12% и достигли планки средней зарплаты в 7600 рублей. Уровень инфляции снизился до 9% в год, прямые инвестиции в экономику Екатеринбурга в этом году выросли на 70-73%. Все эти показатели определяют и направление развития товарного рынка.

Экономические результаты достаточно позитивны: товарооборот за первые 9 месяцев 2004 года по городу в целом вырос на 16%, впервые мы вышли на товарооборот на душу населения выше 6000 рублей в месяц. По данному показателю мы уверенно занимаем второе после Москвы место среди крупных городов России. Рост товарооборота в сфере общественного питания составил 22%. За 9 месяцев этого года мы ввели в эксплуатацию в 6 раз больше торговых площадей, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в этом году появится более 110 новых объектов товарного рынка. Это объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, развлекательные центры.

Достигнуты определенные результаты в сфере обслуживания. Недавно с чемпионата России вернулась команда екатеринбургских парикмахеров, которая заняла командное 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга. Мы считаем, что это серьезный успех. На чемпионатах страны и региональных чемпионатах регулярно очень хорошо выступает команда кулинаров. Екатеринбургская команда в этом году заняла призовые места во всероссийском конкурсе ломбардов.

Что касается планов на ближайшее будущее, то на данный момент у администрации Екатеринбурга существует четкое понимание того, какие отрасли товарного рынка нужно развивать, сколько объектов и какого типа необходимо Екатеринбургу в ближайшие годы.

– Каковы основные направления развития розничной торговли? Какая из форм её организации оказывается наиболее успешной в современных условиях?

– В области розничной торговли растет количество предприятий, торгующих как продовольственной, так и непродовольственной продукцией. В целом, наблюдается процесс укрупнения розничных структур. Сейчас в городе существует 43 розничных сети, которые уже контролируют порядка 14-15% всех магазинов Екатеринбурга. И мы видим, что именно в рамках сетевых структур происходят качественные изменения в сфере розничной торговли, внедряются новые технологии.

Очень серьезное продвижение получил такой формат торговли, как торговые и торгово-развлекательные центры. В их рамках покупатель получает комплексную услугу – он может не только купить различные группы товаров, но и пообедать, отдохнуть, посмотреть кинофильм, получить услугу в сфере бытового обслуживания. Все это делается на одной площадке. Данный формат торговли был оценен горожанами, центры пользуются все большей популярностью. В этом году мы введем в эксплуатацию ещё 4 торговых центра – на второй площадке Сибирского Тракта, на улице Восточной, между улицами Радищева и Малышева, во второй декаде ноября откроется после реконструкции «Купец» на 8 Марта. В то же время, следует отметить, что, по моему мнению, ни один из существующих центров не соответствует европейским стандартам. Наша задача – в ближайшие годы довести их до этого уровня по всем основным параметрам – уровню культуры обслуживания, технологиям продаж, ассортименту представленной продукции и внешнему оформлению.

Что касается небольших частных торговых предприятий, не входящих в существующие торговые центры, то часть из них, вне всякого сомнения, будет сохранена. Прежде всего, это касается магазинов, обслуживающих жилые массивы и удовлетворяющих своих покупателей как ккультурой обслуживания, так и по предлагаемому ассортименту. Однако магазины, которые отстают по внедрению передовых технологий, применению современного торгово- технологического оборудования, неспособные обеспечить необходимый уровень сервиса для покупателей, будут вынуждены уйти с рынка. В условиях жесткой конкуренции их владельцам придется продать бизнес более успешным структурам.

– Какая судьба ждет городские рынки и другие внемагазинные формы торговли?

Что касается мелкорозничной торговли в различных её видах, то еще три года назад городская администрация объявила курс на сокращение этого сегмента рынка в пользу стационарной сети. Причины этого многообразны: во-первых, это уровень обслуживания, который не устраивает горожан, во-вторых, рыночные комплексы под открытым небом попадают под места застройки новых жилых массивов, в третьих, именно среди внемагазинных форм продажи чаще всего обнаруживаются грубейшие нарушение правил торговли, с которыми очень сложно бороться. Поэтому на протяжении последних трех лет идет плановое сокращение минирынков, ларьков, павильонов и киосков. Постепенно они выносятся с территории города. Но при этом мы полностью оставляем остановочные комплексы, киоски «Мороженое» и «Союзпечать», так как они удобны и востребованы горожанами.

Что касается рынков, то в таком виде, в каком они существовали в 90-е годы, уже в ближайшее время их не останется. Все рынки будут серьезно трансформированы: окончательно уйдут контейнеры и открытые павильоны, не будет открытых галерей. Их заменят современные торговые комплексы, такие как «Таганский Ряд» или «Кор». Подобные торговые комплексы появятся на Уралмаше, Химмаше. Изменится будет и рынок у автовокзала: существующие павильоны будут перенесены через дорогу, а на их месте будет построен современный торговый центр площадью около 30 тысяч квадратных метров.

С большинством владельцев рыночных комплексов мы уже обсудили будущее этих торговых площадей. В 80% случаев достигнуто взаимопонимание. До января 2005 года будут утверждены концепции развития всех рыночных комплексов.

В отношении так называемых «колхозных» рынков у нас существует прямо противоположное мнение: в городе их явно недостаточно, и мы предпримем все меры для увеличения числа мест, где сельхозпроизводители смогут реализовывать горожанам свою продукцию.

– Как вы оцениваете уровень развития сферы общественного питания в Екатеринбурге?

Исходя из существующих нормативов, Екатеринбург обеспечен предприятиями общественного питания на 70%. На сегодняшний день по данному параметру мы отстаем только от Санкт-Петербурга, опережая Москву и Новосибирск.

Для того, чтобы повысить данный показатель до 100%, нам за ближайшие годы необходимо ввести в строй около 375 предприятий общепита различного типа. Уже порядка 180 предприятий мы нанесли на карту Генерального плана развития города. Под большинство из них найдены инвесторы, готовые вкладывать деньги.

Вторая часть будет строиться за счет обязательных отчислений застройщиков новых районов. Согласно существующей схеме, застройщик по рекомендации района, параллельно с возведением жилых объектов, обязан построить и соответствующую инфраструктуру, включающую в себя и предприятия общественного питания, которые впоследствии реализуются заинтересованным инвесторам. На оставшиеся 80-90 предприятий мы сейчас ищем инвесторов.

Еще один фактор, который влияет на уровень развития общественного питания – это наличие профессиональных кадров. Сейчас городская администрация заключила соглашения с 8 учебными заведениями, которые готовят специалистов данного профиля. Однако следует отметить, что учебные программы давно устарели, а существующий уровень подготовки специалистов не соответствует тем требованиям, которые выдвигает современный рынок. Тут необходим пересмотр существующих образовательных программ и изменение стандартов обучения. Сейчас мы совместно с предприятиями общепита и учебными заведениями решаем эту проблему.

Следует отметить, что на днях в администрации города состоялось заседание, посвященное рассмотрению проекта «Кухня на любой вкус», предусматривающего развитие предприятий быстрого питания на территории Екатеринбурга – ресторанов и баров, кафе и закусочных, столовых и предприятий быстрого питания.

В частности, был рассмотрен проект размещения заведений общепита в центральной торговой зоне, в периметре улиц Ленина – 8 Марта – Малышева – Вайнера, где уже в ближайшее время будут не только приведены к европейским стандартам все торговые точки, но и построены новые объекты общественного питания. Также было принято решение о продолжении торгово-пешеходной улицы Вайнера до улицы Радищева с подземным переходом.

– Какие другие направления развития товарного рынка Вы могли бы отметить?

– Товарный рынок Екатеринбурга не ограничивается розничной торговлей, в него входит и серьезная производственная сфера. Сейчас продовольственную безопасность Екатеринбурга обеспечивают 7 сельскохозяйственных предприятий.
В этом году они продемонстрировали хорошие результаты работы. Впервые нам удалось собрать с гектара более 170 центнеров картофеля. Несмотря на неблагоприятную ситуацию с кормами, сложившуюся в области, городские хозяйства имеют прирост по производству молока и мяса. Результат уборки овощей открытого грунта также, скорее всего, будет позитивным.В результате больше качественных товаров, произведенных городскими сельхозпредприятиями, поступит на прилавки наших магазинов.

Если 8 лет назад на городских прилавках было засилье импортных товаров, то сейчас более 80% рынка продуктов питания обеспечивается 19-ю екатеринбургскими предприятиями пищевой промышленности. За 9 месяцев 2004 года 460 тысяч тонн продукции выпустили пищевые предприятия Екатеринбурга.
В объемных показателях они способны обеспечить основной ассортиментный спрос компаний розничной торговли. Сейчас администрация города ставит перед пищевыми предприятиями задачу производить те товары, которые сегодня мы вынуждены завозить из-за пределов города и области. Примером могут служить быстрозамороженные овощные полуфабрикаты. Сейчас они ввозятся из Польши и Петербурга, но мы можем и будем производить их сами.

Позитивные сдвиги наблюдаются и в сфере легкой промышленности. Недавно более 20 екатеринбургских предприятий вернулись с федеральной оптовой ярмарки, где демонстрировали производимые ими товары. Портфель заказов, полученных таким фабриками, как «Пальмета», «Одежда», «СоюзТекст», «Заря» и рядом других, составил порядка 15 миллионов долларов США. Эти товары приобретут жители средней полосы и юга России. Данный факт говорит о том, что наши предприятия легкой промышленности могут производить продукцию, востребованную не только жителями города, но и конкурентоспособную далеко за его пределами.

Достаточно мощно развивается такое направление, как автомобильный бизнес. За последний год в городе открылось сразу несколько автоцентров ведущих мировых производителей автомобилей высокого класса. В Екатеринбурге представлен модельный ряд практически всего мирового автопрома. Развивается такое направление, как автосервисы – сейчас их в городе более 320. С ними в последний год была проведена большая работа по наведению порядка в данной сфере бизнеса, как в области соблюдения ими норм законности, так и в сфере улучшения качества предоставляемых услуг.

Постепенно исправляются и существующие недостатки. Так, например, по нашим подсчетам, городу сейчас не хватает порядка 180 автомоек. За 9 месяцев этого года удалось ввести в строй 12 новых предприятий, оказывающих такие услуги, и мы продолжаем эту работу.

– Как в Екатеринбурге складывается ситуация с оптовой торговлей? Предпринимаются ли меры по увеличению числа оптовый баз, логистических терминалов?

– В настоящее время ни один из складских комплексов, действующих в регионе, не соответствует требованиям, предъявляемым к современному терминалу. С этим, во многом, связаны и опасения крупных торговых сетей и мировых производителей потребительских товаров, готовых начать активную работу в регионе, но пока не находящих возможности наладить логистическую часть бизнеса.

Дефицит складских помещений в Екатеринбурге составляет около 900 тысяч квадратных метров. Тем не менее, и в данном вопросе наблюдается существенный прогресс: за этот год введены в эксплуатацию современные складские площади «Востокнефтегаза» (на пересечении улицы Шефской и Промышленного проезда) и комплекс складов «Мегамарта» в поселке Сапожном, а также ряд других, более мелких объектов.

Сейчас в городе реализуется сразу несколько взаимосвязанных программ по развитию складской и терминальной базы. Одна из них осуществляется правительством области и подразумевает строительство большого логистического терминала в районе гипсового завода. Его строительство начнется в 2005 году.

Одновременно администрация города определила несколько приоритетных площадок, на которых будет начато возведение современных складских помещений. К данной сфере строительства сейчас существует серьезнейший интерес у инвесторов, вызванный, в первую очередь, удобным географическим положением Екатеринбурга на транспортном коридоре из Европы в Азию. Я очень надеюсь, что нам удастся переломить ситуацию по оптовой поставке товаров на территории города в лучшую сторону.


Другие материалы по теме: