«Уральский рабочий»: «Поддать бы пару!»

3 декабря 2004 (13:43)

Недавно около трехсот заинтересованных товарищей — представителей РАО «ЕЭС России», ряда предприятий энергетического машиностроения — обсуждали перспективы ЗАО «Уральский турбинный завод».

Машины остаются на сверхсрочную

ЗАО «УТЗ» было образовано около года назад, в процессе реструктуризации ОАО «Турбомоторный завод» — одного из крупнейших производителей теплофикационных турбин в нашей стране.

Увы, последний десяток лет уральская «Турбинка» кое-как держалась на плаву в основном за счет турбин для Китая: отечественная энергетика новых машин просто не заказывала. Такова была, в частности, позиция главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, открыто заявлявшего, что на ближайшие годы стратегией РАО будет продление срока эксплуатации действующего оборудования.

Однако и металл, как известно, стареет. В итоге на сегодняшний день износ генерирующих мощностей в электроэнергетике России превысил 52 процента. Наша газета неоднократно обращалась в последние годы к этой проблеме, и вот весьма тревожные цифры прозвучали с высокой трибуны — в конференц-зале областного «Белого дома» и к тому же из уст представителя РАО «ЕЭС России». Как прозвучало в докладе главного специалиста РАО Валерия Неуймина, на 1 января 2004 года 37,4 процента котлов, турбин, паропроводов отработало свыше 30 лет, а значит, подлежит обязательной замене в не столь уж отдаленном будущем.

В. Неуймин срок называет такой: к 2010 году 60 процентов турбин выработают так называемый парковый ресурс (некий усредненный срок эксплуатации, в течение которого в принципе гарантирована безаварийная работа). В том числе производства ТМЗ: 8 из 19 турбин Т-250 в ОАО «Мосэнерго», 86 из 160 турбин Т-100,31 из 36 турбин Т-50. Индивидуальный ресурс машин, то есть реальный срок их службы, может быть больше паркового, однако все равно пришло время задуматься об обновлении оборудования всерьез.

Во-первых, количество выбывающих машин будет прогрессивно нарастать. Во-вторых, заводской цикл производства турбины — около двух лет, но этот срок, пожалуй, можно считать чересчур оптимистичным. Не потому, что сама «Турбинка» за десятилетие фактического простоя «разучилась» делать турбины. За это время утрачены связи со смежниками, а ведь, скажем, наладить давно свернутое производство гигантских заготовок для турбин большой мощности — не такое уж простое дело. В общем, скептики, «съевшие собаку» на производстве, отводят на раскрутку «Турбинки» минимум пятилетку.

Амбиции на рынке не продашь

Однако хорошо уже то, что о предприятии, производящем стратегически важную для страны продукцию, все-таки наконец вспомнили — еще «при жизни». Ведь завод был близок к печальному концу. Последние годы

ТМЗ исправно числился среди предприятий, «тянущих экономику области назад» — и это притом, что Свердловская область входит в число его крупнейших акционеров.

Впрочем, и на сей раз поддержка областного правительства, судя по всему, ограничилась предоставлением для конференции большого «белодомовского» зала и кратким приветственным словом — не премьера или губернатора, а всего

лишь заместителя министра промышленности, энергетики и науки Михаила Матвиенко.

Инициатором проведения конференции стало руководство Уральского турбинного завода, и это обнадеживает: при предшествующих руководителях в последние 10—12 лет лишь активно растаскивалось имущество «Турбинки», ни о каких перспективных планах не шло и речи. Ну, а за последний год, как сообщил генеральный директор ЗАО «УТЗ» Сергей Зырянов, почти в два раза выросла зарплата, которая выплачивается регулярно. Согласитесь, это уже показатель наметившейся стабилизации: естественно, благосостояние трудящихся растет не за счет манны небесной, а благодаря увеличению выпуска продукции.

Как заявил С. Зырянов, у завода «амбициозная цель: вернуть позиции в энергетике — стать лидером отечественного машиностроения». Что ж, большие амбиции, основанные на былой славе и богатых традициях, всегда были присущи производственникам, а особенно — конструкторам ТМЗ. И послушав их выступления на конференции, человек не искушенный должен был исполниться оптимизма: наработки есть, и инженеры УТЗ готовы внедрять в производство наисовременнейшую продукцию. Вот только идеям этим... полтора десятка лет от роду, они обсуждались в конце 80-х, и если бы не смена руководства завода в 1990 году, наверное, давно были бы реализованы. На деле же, пока инженеры «Турбинки» сетовали на неблагоприятную коньюктуру рынка, более энергичные конкуренты успешно заполнили нишу, связанную не с большой, а с малой энергетикой. Так, рассказал главный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Даниил Сулимов, «Пермские моторы» за несколько лет создали свой газотурбинный агрегат и успешно сотрудничают с «Газпромом». Да что далеко ходить: корпорация «Энергомаш», в которую входит ближайший сосед «Турбинки» «Уралэлектротяжмаш», буквально «на пустом месте» за два года создала ГТЭ-9 и начала вытеснять соседа-тугодума с рынка парогазовых установок. Хотя на «Турбинке» условия для изготовления таких машин — и квалификация инженеров и рабочих, и соответствующее оборудование, — были куда лучше. Только стремления отчего-то не было.

Кстати сказать, и планы, провозглашенные заводским руководством, на самом деле не столь уж амбициозны. Как прозвучало в докладе гендиректора УТЗ, завод намерен в 2005 году выпустить товарной продукции на 1 миллиард рублей с лишним, а к 2007-му довести выпуск до 2 млрд. рублей. Реально эти цифры с большим количеством нулей, по оценке, скажем, представителей РАО «ЕЭС России», означают... менее пяти процентов российского рынка энергомашиностроения. Так что с чем УТЗ собрался «возвращать позиции», непонятно.

К тому же, надо отметить, стареют не только машины, но и люди. Далеко ли уедешь, лишь модернизируя наработки 40-летней давности, когда на ТМЗ трудились такие конструкторы как Дмитрий Бузин, Юлий Васильев, Михаил Ковалевский — сегодня легендарные, а в ту пору молодые и энергичные люди? Все последние годы завод молодыми кадрами — неженерами, рабочими — не занимался, о каком же будущем идет речь? — отметил в своем выступлении профессор кафедры «Турбины и двигатели» УГТУ-УПИ Борис Ревзин,

Тряхни, правительство, мошной!

Впрочем, несмотря на некоторый скепсис, впечатление от конференции осталось хорошее. И надо отметить, что многие участники и с трибуны, и в кулуарах искренне выражали радость по поводу того, что «все мы здесь» наконец-то собрались. Пора! И работники уральской «Турбинки», и гости с других предприятий энергетического машиностроения, похоже, истосковались по настоящей работе. Вот только совместно решить бы общую проблему — с заказами.

По-хорошему, в сложившейся ситуации должна быть принята государственная программа реновации энергетического оборудования. Ведь всем понятно, чем в наших климатических условиях грозит массовый выход из строя турбин, вырабатывающих электроэнергию и тепло.

Подобная программа — только не государственная, а в масштабе РАО «ЕЭС» — разработана и даже одобрена, однако, как прозвучало в выступлении главного специалиста Инженерного центра ЕЭС — института «Теплоэлектропроект» Виталия Егорова, в настоящее время в РАО существуют две позиции.

Первая — традиционно-консервативная — это все то же продление срока эксплуатации оборудования. По словам В. Егорова, она во многом основана на «сильнодействующей иллюзии малых затрат на продление ресурса», однако бесперспективна. Против такой стратегии еще два года назад выступили котельные заводы («Сибэнергомаш», «Белэнергомаш», ЗиО MAP, ТКЗ) в своем коллективном обращении в адрес тогдашнего председателя правительства РФ Михаила Касьянова.

Ленинградский металлический завод, являющийся наряду с нашим ТМЗ крупнейшим производителем турбин большой мощности, высказывается еще жестче: «Ориентация на продление ресурса значительной доли парка турбин и отказ от поставок нового современного оборудования является тупиковым направлением для экономики страны и ставит под угрозу существование не только предприятия ЛМЗ, но и отечественной энергомашиностроительной отрасли в целом». Увы, сегодня в РАО преобладающим является именно консервативный подход. Хотя существует программа радикального обновления оборудования — замены старых энергетических мощностей современными прогрессивными аналогами.

Конечно, осуществить такую масштабную замену невозможно только за счет потребителя, на которого в последнее время у нас принято возлагать все затраты. По мнению того же В. Егорова, для особо важных обстоятельств (а именно таким является реновация энергетического оборудования) в стране создан стабилизационный фонд, в конце концов имеется значительный золотовалютный запас. А, к примеру, небедная Москва, для которой 80 процентов тепла вырабатывают турбины производства ТМЗ, вполне могла бы взять на себя расходы по обновлению парка турбин «Мосэнерго». Если, конечно, москвичи не хотят замерзнуть в одну из ближаиших зим в своих квартирах.

Впрочем, не менее остро проблема стоит и для других крупных российских городов. И, наверное, перед вполне реальной угрозой их размораживания и гибели энергомашиностроения стоило бы заставить правительство страны тряхнуть государственной мошной. Для этого предприятиям, производящим энергетическое оборудование, надо объединиться. А если бы к их обращению присоединились и власти российских регионов, это тоже было бы весьма кстати.


Другие материалы по теме: