«Вечерний Екатеринбург»: «А конь железный «захромал»

22 декабря 2004 (13:15)

Гарантия при покупке нового автомобиля
Ни для кого не секрет, что покупка даже новой машины, изготовленной на российских заводах, зачастую вовсе не избавляет её владельца от необходимости регулярно её ремонтировать. Правда, на новые автомобили устанавливается гарантийный срок, в течение которого продавец отвечает за его качество. Гарантийный срок на автомобиль обычно определяется периодом времени и/иди километражем. Если завод-изготовитель не установил гарантийный срок на товар, то потребитель вправе предъявить претензии по качеству нового автомобиля в течение 6 месяцев со дня покупки.

Случается, продавец предлагает за определённую плату заключить отдельный договор на гарантийное обслуживание автомобиля на срок, превышающий гарантию завода. Соглашаться или нет — дело ваше, но такое право по Закону РФ «О защите прав потребителей» у продавца есть.

Помимо права на бесплатный гарантийный ремонт, у автовладельца есть и другие права. Если в пределах гарантийного срока в машине обнаружится существенный недостаток, вы сможете потребовать от продавца или изготовителя (по вашему выбору):

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

• замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;

• расторжения договора купли-продажи.

При этом вы вправе настаивать также на полном возмещении убытков, причинённых вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Но поскольку автомобиль — это технически сложный товар, то требования о его замене или о расторжении договора купли-продажи могут быть предъявлены только при наличии существенных недостатков. Обратите внимание на слово «существенных» — к ним относятся далеко не всякие дефекты.

Если недостатки действительно окажутся существенными, вам обязаны вернуть деньги в течение 10 дней с момента предъявления данного требования. И при расчёте принимается во внимание стоимость машины на тот день, когда вы впервые официально заявили о своём желании избавиться от неё. Если к тому времени эта модель автомобиля успела подешеветь, вам должны возместить её стоимость на день покупки.

Претензии можно предъявлять и магазину, и изготовителю, но выгоднее «разбираться» с продавцом. Если требование о расторжении договора купли-продажи предъявлено продавцу, то потребитель вправе рассчитывать и на возмещение всех убытков, понесённых в связи с приобретением некачественного автомобиля, например — платы за регистрацию, перевозку

машины, пользование платной стоянкой и пр. Если претензии адресованы изготовителю, то возмещению подлежит только стоимость самого автомобиля.

Заменить товар ненадлежащего качества должны в течение 7 дней с момента подачи претензии. Если продавец или изготовитель сочтёт необходимым дополнительно проверить качество машины и причину её поломки (такое право у них есть), то этот срок увеличивается до 20 дней.

Отремонтировать неисправный автомобиль на гарантии вам должны в течение 20 дней с момента подачи заявления.

Но это — в идеале. А на практике всё бывает, как правило, совсем по-другому. Обычно продавец или изготовитель нарушают сроки удовлетворения претензий потребителя. В таком случае можно обязать их заплатить неустойку.

А если вы купили неновый автомобиль, гарантийный срок на который истёк, и обнаружили в нём какие-то недостатки (не оговоренные продавцом), то вы можете в течение всего срока службы обратиться с требованием о ремонте к изготовителю товара, если будет доказано, что они появились по его вине. Если же срок службы не установлен, то это требование можно предъявить в течение 10 лет (ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Правда, в случае приобретения импортного автомобиля с недостатками придётся обращаться в представительство фирмы-изготовителя в России.

Практика показывает, что больше всего конфликтов связано именно с гарантийным ремонтом автомобилей.

Обнаружив неисправности, пишите претензию на имя директора автосервиса или завода-изготовителя с указанием всех своих требований и установите срок их исполнения. Копию претензии оставьте у себя. Постарайтесь, чтобы ответственное лицо расписалось на ней и проставило дату её получения. Вам это пригодится, если исполнение требований будет просрочено и придётся определять размер неустойки.

Передавая автомобиль на гарантийный ремонт, обязательно получите заказ-наряд с описанием предстоящих работ. Случается, работники автосервиса отказываются ремонтировать какой-либо узел, если машина вторично попала к ним, ссылаясь на то, что вы сами успели в ней покопаться. Доказать свою непричастность вы сможете, предъявив копию предыдущего наряда.

В любом случае не ограничивайтесь устным отказом в приёме автомобиля на гарантийное обслуживание; требуйте, чтобы его мотивировали письменно.

Многие автомобилисты не могут дотерпеть до конца гарантийного срока и пытаются сами исправить какие-то неполадки в машине. В таком случае не обижайтесь, если вам откажут в гарантийном ремонте.


Другие материалы по теме: