«АИФ» и Людмила Черных сообщают: «Банкам придется сознаться во всем»

23 декабря 2004 (13:03)

Федеральная антимонопольная служба, Комитет администрации Екатеринбурга по защите прав потребителей, Международная конфедерация обществ потребителей всерьез взялись за местные банки и филиалы столичных финансовых учреждений. Суть их претензий к банкирам - недобросовестная реклама потребительских кредитов. При рекламируемой ставке в 0-10% реально она достигает 40 – 70% годовых.

Потребительские кредиты (то есть кредит, предоставляемый для покупки потребительских товаров или оплаты бытовых услуг) появились в России относительно недавно. На магазинах разместились красивые плакаты, обещающие товар в кредит, который дается надолго и бесплатно. Реклама сработала, услуга стала пользоваться большим спросом, поэтому примеру столичных, агрессивно настроенных банков последовали и местные игроки. Не желая потерять позиции на быстро развивающемся и перспективном рынке потребительского кредитования, ни один из банков не решился широко открыть свои реальные процентные ставки. В итоге на сегодняшний день неспециалисту практически невозможно узнать: сколько же реально ему придется выплатить по обещанному «бесплатному» кредиту. При этом сумма годовых иногда достигает 70%.

Происходит это, во-первых, в силу путаницы в терминах. Так, некоторые банки ввели термин «ставка за кредит» вместо общепринятой

годовой процентной ставки. Согласно первому термину ставка за кредит составляет 10%, однако при пересчете этой цифры на обычную годовую процентную ставку она увеличивается почти в 2,5 раза - до 23,4%. Кроме того, эту ставку увеличивают так называемые комиссии.

Существует несколько видов комиссий, о которых следует поинтересоваться, если товар приобретается в кредит или оформляется кредитная карта. Есть комиссионные сборы за открытие счета, через который проводятся платежи за кредит; есть сборы за ведение этого счета; бывает комиссия, которая берется при переводе денежных средств. Часто не упоминается, что при связанных кредитах (когда банк работает в паре с магазином) первый взнос перечисляется в магазин и не учитывается при погашении кредита. Также необходимо уточнить, исходя из какой суммы банк рассчитывает проценты: исходя из суммы кредита или из стоимости товара. В последнем случае, даже если был внесен первоначальный взнос (который снизил сумму кредита, так как часть стоимости уже была оплачена), процентная ставка все равно будет рассчитываться на полную стоимость товара.

С учетом всех этих факторов и получается, что потребитель при заявленной ставке в 0% или 10% оплачивает в несколько раз больше. Именно эта ситуация и стала причиной пристального внимания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к банкам. Первой ласточкой стало возбужденное ФАС дело в отношении банка «Русский стандарт»,

который сейчас является лидером потребительского кредитования в России. Объектом рассмотрения станет ситуация, при которой кредит в размере 30 тыс. руб., взятый клиентом в банке под 29% годовых, на деле стал стоить 52% годовых.

В борьбу с недобросовестной рекламой кредитов «Русского стандарта» включился и Комитет администрации Екатеринбурга по защите прав потребителей. Комитет подал иск в защиту неопределенного круга потребителей в Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга. Если иск будет удовлетворен, то клиенты банка, получившие потребительские кредиты в магазинах города, смогут отказаться от соответствующих выплат по кредиту. Дело в том, что, по мнению Андрея Артемьева, при оформлении кредита не соблюдались требования Гражданского кодекса в части оформления документов. На основании этого комитет требует признать действия банка неправомерными, требует прекратить эти действия и заставить банк опубликовать за свой счет соответствующую информацию. Кстати, если этот иск будет удовлетворен, то, по словам руководителя комитета Андрея Артемьева, получится, что «клиент банка ничего ему не должен», то есть может не платить оставшиеся суммы по кредиту. Что, по мнению екатеринбургского чиновника, может привести к серьезным финансовым потерям банка.

История с «Русским стандартом», а также недавние разбирательства Свердловского управления ФАС с завышенными процентными ставками по вкладам, привлекли всеобщее внимание к проблеме рекламы финансовых услуг. Проблема оказалась очень актуальной, и было решено, что будет создан специальный экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС России. На сегодняшний день он уже сформирован, его цель – надзор за соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг. Экспертный совет состоит из трех секций: по рынку банковских услуг; по рынку страховых услуг; по рынку ценных бумаг.

Между тем Свердловское территориальное управление ФАС обратило внимание на работу местных банков. Как сообщила недавно заместитель руководителя Свердловского управления ФАС Марина Анисимова, сейчас управление собирает информацию и делает соответствующие запросы в банки. Наряду с этим Свердловское областное общество защиты прав потребителей «Гарант» провело собственное исследование на предмет получения потребительского кредита. Цель исследования - выяснить качество предоставляемых услуг на рынке потребительского кредитования. В итоге выяснилось, что все местные банки так или иначе замалчивают о многих комиссиях. Кроме того, на рынке существует практика навязывания кредита (случаи, когда товар можно купить только в кредит), а также завышение (часто скрытое) цен на товары, продаваемые в кредит.

При этом выход, по мнению специалистов, один (на правдивость банкиров рассчитывать не приходится, на смену комиссиям могут прийти другие уловки) – это повышение уровня экономической грамотности населения. С развитием услуги потребительского кредитования все больше свердловчан научатся наконец читать договоры перед их подписанием и задавать вопросы, тогда проблема во многом решится.


Другие материалы по теме: