Вера Соловьева: 2004 год отмечен ростом потребительского кредитования

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева.

Вера Петровна, каковы предварительные итоги развития потребительского рынка Свердловской области в 2004 году?

– В этом году об итогах говорить приятно: темпы роста и объемы товарооборота и в отчетных величинах, и в физической массе в полтора раза превышают общероссийские темпы. Такая ситуация наблюдается последние два года. Общий прирост товарооборота составил 27%, в том числе в физических объемах – 17-18%.

В качестве тенденции можно отметить изменение макроструктуры товарооборота: сегодня 51% приходится на долю покупок непродовольственных товаров, что говорит о том, что в области решены вопросы обеспечения продовольствием, предложение явно опережает спрос. Тенденция к увеличению доли непродовольственных товаров в общей покупательской корзине оценивается экономистами как показатель реального роста доходов населения и нормализации потребительского спроса.

Также хотелось бы отметить, что наблюдается рост продаж товаров длительного пользования. Самый высокий темп продажи приходится на автомобили. Сегодня обеспеченность автомобилями в области составляет 33 машины на 100 семей. Еще в прошлом году было 30 машин на 100 семей. То есть мы продадим в этом году более 50 тысяч автомобилей как жителям Свердловской области, так и тем, кто приезжает и покупает у нас в основном импортные машины, например, жителям севера, где нет автосалонов.

В рознице мы отмечаем усиление роли и влияния сетевых структур: из 20 тысяч предприятий розничной торговли почти 2700 объединены в сети. А сетевые компании – это новые технологии, самообслуживание, широкий ассортимент товаров, возможность работать на снижение торговой надбавки, а значит, на стабилизацию цен.

Следует также отметить, что темпы роста цен на потребительские товары в этом году будут ниже, чем рост цен у товаропроизводителей. Это говорит о том, что начали работать внутренние резервы торговли, которые позво ляют за счет уменьшения торговой надбавки не допускать роста розничных цен.

В этом году торговые сети из Екатеринбурга начали продвигаться в города области. Наибольшую активность проявляет супермаркет «Кировский»: магазины этой сети работают в Нижнем Тагиле, Кировограде и Ревде, на днях откроются новые торговые площадки в Лесном и Новоуральске. Очень активно работает компания «Монетка». В области у них есть целая программа развития, компания «Бест» с открытием магазинов «Бест-маркет» стала работать очень активно, компания ЕМКА, которая отпочковалась от «Екатеринбургского мясокомбината». Приход сетей позволяет внедрять в области новые технологии торговли, новые цены, новый ассортимент и вообще новый взгляд на торговлю, заставляет мобилизоваться местных предпринимателей.

Областное правительство поддерживает именно региональные фирмы, в области мы общими усилиями создали систему противодействия приходу московских, санкт-петербургских и европейских компаний на продовольственный рынок. Полностью их экспансию остановить невозможно, но структура торгового обслуживания, которая существует сегодня в области, уже не позволяет им навязывать высокие московские цены.

В оптовой торговле на долю Свердловской области приходится уже порядка 40% товарооборота Уральского Федерального округа, то есть область становится центром оптовой торговли. Здесь пока нет четкой, структурированной системы, поскольку нет соответствующего федерального законодательства. В этом направлении мы сейчас работаем, и к 2005 году закончим разработку концепции оптовой торговли в Свердловской области с учетом как логистики, так и программы продления транснациональной железной дороги.

Также действует областная программа бытового обслуживания сельских жителей. Нашим большим успехом можно считать тот факт, что все сельские населенные пункты Свердловской области будут обеспечены торговым обслуживанием. Там, где нет магазинов, будет организовано выездное обслуживание населения. Кроме того, мы делаем ставку на организацию магазинов на дому. Это наше изобретение, сейчас таких магазинов в селах области уже 39, и мы считаем это направление перспективным.

– Как Вы оцениваете развитие потребительского кредитования на рынке области?

– Сегодня кредитованием физических лиц занимаются 145 кредитных учреждений и их филиалов. Многие из них активно пошли в область, может быть именно этим можно объяснить высокие темпы роста продаж промышленной группы товаров. Например, летом, когда банки предложили массовые программы автокредитования, в области образовался дефицит новых автомобилей.

По состоянию на 1 июля общая сумма выданных кредитов превысила тринадцать миллиардов рублей. По итогам года мы прогнозируем общий рост объемов потребительских кредитов на уровне 300% к прошлому году. У нас есть сегодня предприятия, где до 50% от объема продажи составляет продажа в кредит.

– Каким образом на сегодня взаимосвязана работа предприятий торговли с банками по предоставлению услуг потребительского кредитования?

– Говоря о потребительском кредитовании, следует отметить, что существуют не только банковские, но и небанковские его формы. Банковские схемы относительно прозрачны: кредитная организация заключает договор с предприятием торговли, они оговаривают комиссионные. Чтобы их выплатить, владельцы магазинов изобретают различные схемы от рассрочек платежа до знаменитого «10-10-10».

В последнее время все чаще появляются разговоры о недобросовестных кредиторах. Безусловно, подобное явление имеет место. Но, на мой взгляд, потребитель должен понимать, что задача магазина – продать товар, зачастую не первой модели, и увеличить оборачиваемость своих средств для закупки новых товаров. Торговля в кредит позволяет магазину решить эти задачи и при этом переложить существующие риски по невозврату кредитов на банковские организации. Риск банков в данной схеме обоснован за счет некоторых «хитростей», которые они применяют в своих схемах. Некоторые схемы используют и магазины, торгующие в кредит самостоятельно. Наиболее известная из них – повысить цену на товар, а потом объявить, что он продается в беспроцентный кредит. Конечно, население должно быть информировано о подобных «хитростях», тем более, что все они изложены в условиях договора, но, зачастую, потребители просто не обращают на них внимания.

Что нас радует, так это то, что потребительская кооперация начала кредитование сельского населения за счет собственных ресурсов, причем на первое место ставится кредитование пайщиков, то есть тех, кто является собственником части этого потребительского общества. Сейчас в кредит продается до 6% товаров потребкооперации. Кредитование осуществляется из собственных средств кооперативов, без привлечения банков, и, по сути, является видом рассроченного платежа. Таким образом, и на селе, где нет таких денег, как в городах, у людей появляется возможность приобретать товары длительного пользования, реально улучшать условия своей жизни.

Можно ли рассматривать потребительское кредитование как инструмент, открывающий потребителям доступ к ранее недоступным социальным благам, например, к возможности приобретать товары длительного пользования?

– Да, конечно, это так. Традиционной схемой приобретения благ раньше было накопление. Сейчас ситуация меняется, накопление зачастую отстает от роста цен, поэтому все большее число наших граждан выбирает потребительское кредитование.

Впрочем, и эта система может быть усовершенствована. Так, наиболее востребованной схемой, на наш взгляд, может стать дальнейшее развитие кредитования по пластиковым картам, выдаваемым в рамках зарплатных проектов. Такая карта позволяла бы человеку получать зарплату, брать под нее кредиты, рассчитываться в местах торговли, не обналичивая денег и не посещая банковских офисов. Для людей, которые пользуются кредитами, эта схема очень удобна. Люди понимают, что переплачивают за покупку, но зато получают возможность пользоваться ей прямо сейчас, а не в долгосрочной перспективе.

– Заинтересовано ли Правительство области в развитии системы безналичных расчетов в торговле с помощью пластиковых карт? Существует ли программа развития таких платежей?

– Правительство области старается принимать самое деятельное участие в данном процессе. Мы проводим постоянные встречи и консультации с представителями банков. Не так давно состоялось совещание, на котором как раз обсуждался вопрос расширения сферы внедрения пластиковых карт. Присутствовали банки и представители крупных торговых сетей. Встреча была посвящена поиску точек соприкосновения интересов, а также решению проблем, мешающих интеграции сетей и сотрудничеству между отдельными организациями. Что касается развития «пластикового» направления, то следует отметить, что прогресс в данной области налицо: достаточно сказать, что крупные магазины уже не позволяют себе устанавливать новые расчетные системы, не поддерживающие пластиковые карты.

В общем же задача власти в данном вопросе – содействовать тем позитивным процессам, которые уже идут в экономике, а также помогать различным организациям находить общий язык друг с другом, преодолевать неизбежно возникающие разногласия.

Сейчас банки активно продвигают на розничный рынок свои кредитные продукты, в то время как в области вкладов подобной активности не наблюдается. Не может ли возникнуть опасности некоего перекоса между кредитами и депозитами, который в конечном итоге отразится на покупательной способности населения?

– Нет, такой опасности не существует. Вся динамика развития банковской сферы свидетельствует о том, что сбережения накапливаются темпами, почти равными темпам роста товарооборота. К тому же, в обществе сохраняется определенное недоверие к кредитам. На отпуск, лечение, многие виды дорогостоящих услуг люди по-прежнему предпочитают копить, а не брать в кредит. Кроме того, следует отметить, что в Свердловской области только 62% от общего объема денежных средств идет на покупку потребительских товаров, остальные 38% расходуются на иные цели, в том числе – уходят в накопления.

Кроме того, следует отметить, что накопление и кредитование неравномерно распределены по территории области. У нас сеть районы, где кредитование находится на нулевом уровне. Там господствует накопление, причем накопленные средства жители этих территорий предпочитают тратить в крупных городах.

– Как бы вы могли оценить сейчас перспективы развития потребительского кредитования?

– Одной из основных проблем, стоящих перед товарным рынком, прежде всего – в области потребительского кредитования, является отсутствие законодательной базы. Так, у нас сегодня нет системы, позволяющей оценить кредитную историю человека и его платежеспособность. Не существует бюро кредитных историй, которые есть на Западе. Это беспокоит и банки, и правительство области. Дело в том, что такая ситуация приводит к росту банковских рисков, который сказывается на ставках по кредитам. Сейчас Госдума рассматривает законопроект о создании бюро кредитных историй, мы его ждем.

В то же время, я считаю, что с увеличением спроса на промышленные товары в области будет развиваться система кредитования под залог. Кроме того, мы прогнозируем рост товарооборота в кредит на селе. Весь мир живет в кредит – чем мы хуже?

– Какова в целом тенденция развития товарного рынка области в ближайшей перспективе?

– Мы предполагаем, что на будущий год выйдем на объем товарооборота более 200 миллиардов рублей, с 5-6 места по среднедушевому объему товарооборота по России передвинемся на 4-5, то есть на одну ступеньку вверх. Мы увеличим до 30% долю магазинов, работающих по системе самообслуживания, что позволит и дальше решать вопрос о внедрении пластиковых карт в системы торговли, проблему увеличения безналичных платежей с помощью пластиковых карт. Решение этой проблемы позволит нам продвинуться по пути легализации товарооборота, налогов и заработной платы.

Мы планируем повысить эффективность работы отрасли, ставим для себя задачу в регионально-валовом продукте области иметь долю потребительского рынка не 13,6%, как сегодня, а 15% и больше. Также мы предполагаем, что те налоги, которые мы будем платить в бюджеты всех уровней, будут составлять не 8-9%, как сейчас, а 10-13%. Таким образом, за счет увеличения внут ренней эффективности мы хотим выйти на более серьезное положение в экономике области. Для нас это очень важная задача.

А с точки зрения населения, конечно, следующий год должен будет стать годом перехода от количества к качеству, к качеству услуг, товаров, потребительских кредитов.


Другие материалы по теме: