Банк «Гранит»: история кризиса

С августа 2004 года Екатеринбургский филиал банка «Гранит» не удовлетворяет заявлений своих вкладчиков на немедленный возврат денежных средств с депозитов.

По мнению наблюдателей, одним из основных направлений деятельности Центрального банка России в 2004 году стало оздоровление финансового сектора экономики России за счет «чистки» рядов отечественных кредитных организаций, в первую очередь – за счет отзыва лицензий у банков, либо не ведущих фактической коммерческой деятельности, либо обвиняемых в нарушении законодательства, либо не способных выполнить взятые на себя финансовые обязательства. В результате этих действий за 2004 год количество зарегистрированных банков в России сократилось на 148 – до 1464, число действующих банков за год уменьшилось на 28 – до 1249.

Параллельно органами законодательной власти при участии ЦБ удалось принять ряд законопроектов, обезопасивших вкладчиков банков-банкротов от потери финансовых средств. К настоящему времени ЦБ завершает кампанию по созданию системы страхования вкладов.

Банковская система Свердловской области на протяжении последних лет демонстрирует стабильность основных финансовых результатов, поэтому на Среднем Урале оздоровительные мероприятия ЦБ затронули исключительно региональные отделения и филиалы московских финансовых структур. Примером может служить ситуация с екатеринбургским филиалом банка «Диалог-Оптим». В сентябре прошлого года данная кредитная организация была признана банкротом. Сейчас и федеральный офис банка, и его региональное представительство находятся в конкурсном управлении, которое осуществляется под надзором ЦБ РФ. Как сообщает представитель конкурсного управляющего екатеринбургского филиала банка «Диалог-Оптим» Роман Волохов, в конце февраля екатеринбургский филиал может начать первые выплаты кредиторам и вкладчикам банка. «Все выплаты будут осуществляться головным московским офисом кредитно-финансового учреждения путем перечисления денежных средств на указанные в заявлении счета вкладчиков и кредиторов. Физические лица, кредиторы банка, входящие в первую очередь и оформившие заявки в полном объеме, получат свои средства», – заверил он.

Примером другой кредитной организации, екатеринбургский офис которой оказался неспособен по первому требованию рассчитаться с вкладчиками, решившими вернуть свои вклады, стал банк «Гранит».

ЗАО «АКБ «Гранит»

Закрытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «Гранит» было создано 11 июля 1994 года. Одной из основных его целей было обслуживание финансовых потоков ОАО «Интерурал» – крупного металлтрейдера, специализировавшегося на поставках продукции металлургических предприятий Свердловской области за рубеж.

Следует отметить, что председателем Совета директоров банка является гендиректор «Интерурала» Александр Тихонов.

Для представления интересов банка на Урале в 1998 году был открыт филиал АКБ «Гранит» в Екатеринбурге.

После того, как руководство «Интерурала» приняло решение диверсифицировать бизнес, вложив часть средств холдинга в жилищное строительство в Подмосковье, банк «Гранит» также стал расчетным банком строительной компании холдинга – корпорации «Стройметресурс», войдя в пул так называемых «строительных банков».

Имидж московского банка, финансирующего один из наиболее доходных секторов российской экономики – строительство в Подмосковье, а также распространяемая СМИ информация о возможных связях АКБ «Гранит» с руководством Свердловской области способствовали росту числа вкладчиков данной кредитной организации, в том числе и в Свердловской области. 2002 год стал временем наивысшего роста финансовых показателей деятельности «Гранита»: банк был отнесен к категории финансово стабильных банков без признаков финансовых затруднений (1-ая классификационная группа).

Проблемы

Впервые о том, что банк «Гранит» испытывает финансовые затруднения, стало известно летом 2004 года, когда один из его основных партнеров, компания «Стройметресурс» оказалась не в состоянии погасить один из своих векселей. Чуть позже, в августе 2004 года екатеринбургский филиал банка «Гранит» отказался от выдачи средств вкладчикам по первому требованию. Причины отказа в выдаче средств долгое время были неизвестны, сотрудники екатеринбургского филиала банка отказались от комментариев, ссылаясь на отсутствие руководства. Позже в качестве причины отказа в выдаче средств были названы технические трудности, связанные с последствиями аварии сетевого оборудования, которые, согласно заявлению руководства АКБ «Гранит», произошли по вине арендодателя.

Впрочем, уже через несколько дней данная информация была опровергнута в московском офисе компании. Согласно заявлению заместителя председателя Правления АКБ «Гранит» Валерия Кравцова, временные трудности с выдачей вкладчикам денежных средств по первому требованию обусловлены не неисправностью оборудования, а «неустойчивым положением банковского сектора в летний период».

«Со стороны ЦБ РФ наши проблемы восприняты с пониманием, т.к. наблюдается движение в сторону положительной динамики. Со стороны банка делается все возможное, чтобы оперативно решить проблему каждого конкретного вкладчика», – сообщил Валерий Кравцов.

Впрочем, можно констатировать, что данные проблемы не решены до сих пор: за 7 месяцев ситуация в банке не стабилизировалась, проблемы с возвращением вкладов существуют и на сегодняшний день. Об этом свидетельствует тот факт, что в январе 2005 г. Комитет по защите прав потребителей Администрации Екатеринбурга получил 99 обращений граждан по невыполнению АКБ «Гранит» условий договоров. По данным Комитета по защите прав потребителей, клиенты акционерного коммерческого банка «Гранит» получили отказ выплатить не только проценты по вкладу, но и сумму вклада в целом.

Более 20 заявлений от клиентов ЗАО АКБ «Гранит» поступило и в правоохранительные органы Екатеринбурга. По словам сотрудников УБЭП ГУВД по Свердловской области, заявления связаны с невыплатой АКБ «Гранит» кредитов и процентов по ним. В настоящее время все заявления рассматриваются, ведется проверка финансового состояния филиала. «Шансов у заявителей на получение средств от АКБ «Гранит» очень мало, так как филиал неплатежеспособен», – полагают в УБЭП.

Наличие проблем в екатеринбургском филиале банка «Гранит» признает и его руководитель Сергей Васильев. «Заключение правоохранительных органов относительно неплатежеспособности филиала банка «Гранит», конечно, верное. Но плательщиком по предъявленным нам требованиям выступает не филиал банка, а ЗАО АКБ «Гранит», – заявил он. – Филиал никогда не бывает платежеспособен. Это проблема любого банка. Основной офис, куда перечисляются деньги вкладчиков, находится в Москве. Мы не имеем права распоряжаться вовлеченными денежными средствами. Таких полномочий нет ни у филиала, ни у дополнительного офиса. Это порядок, установленный законодательством о банковской деятельности».

«Шансы получить деньги у вкладчиков есть. Банк все равно, даже в этой ситуации, не в полном объеме, но производит выплаты по вкладам. Ситуация кризиса возникла давно, пока она до конца не решена, но опираться на заключение только правоохранительных органов, которые делают выводы по филиалу, нельзя. Некорректно делать такие заключения по части о целом», – заявил Сергей Васильев.

«На сегодняшний день центральный и дополнительный офисы банка «Гранит» в Екатеринбурге открыты. Вкладчики приходят и получают деньги в порядке поступления заявлений. Признаем, что из-за проблем с ликвидностью выплаты происходят с задержкой», – отмечает руководитель екатеринбургского филиала банка «Гранит». По его словам, в ближайшие месяцы в банк должны поступить крупные объемы средств от контрагентов «Гранита», которые, в первую очередь, будут потрачены на расчеты со вкладчиками.

Причины

По мнению управляющего дополнительным офисом екатеринбургского филиала ЗАО АКБ «Гранит», основной причиной нынешнего экономического положения банка является летний кризис, подорвавший доверие вкладчиков к банку, а также некая «черная» PR-кампания, развязанная против «Гранита».

«Большинство заявлений, прозвучавших ранее в СМИ, о финансовой несостоятельности банка «Гранит» можно позиционировать как политический заказ», – полагает он. По мнению Сергея Васильева, накануне выборов в Городскую Думу Екатеринбурга используются все средства для того, чтобы нанести вред деятельности банка. «Так, в СМИ прозвучало, что банк «Гранит» обслуживает финансовые интересы и Эдуарда Росселя, и Бориса Ельцина, и его дочери, Татьяны Дьяченко. Такая информация послужила дополнительным стимулом для вкладчиков, пожелавших досрочно расторгнуть договор с банком «Гранит», – считает управляющий филиалом.

Наблюдатели не исключают, что изменение экономического положения банка может быть связано с общей ситуацией в холдинге «Интерурал». В этой связи интересно отметить, что проблемы с выплатой средств вкладчикам совпали по времени с падением котировок акций ОАО «Интерурал». Так, торги ценными бумагами этой компании в прошлом году приостанавливались четырежды, первый раз – 9 сентября в связи с падением более чем на 25%, во второй раз – 14 сентября: на ММВБ котировки акций ОАО «Интерурал» упали на 49,45%. Всего за 2004 год котировки акций ОАО «Интерурал» снизились более чем в 22 раза и на данный момент торгуются на бирже по цене в пять раз ниже номинальной.

Между тем, ряд экспертов полагает, что причины невозвращения вкладов могли иметь более глубокие корни. Так, в интервью одному из федеральных изданий президент «ДельтаБанка» Александр Григорьев заявил: «Сегодня появляются все новые и новые данные о проблемах у некоторых средних и мелких банков. Недавно появились данные о проблемах «Стайл-Банка» и банка «Гранит». Однако то, что с ними происходит, мы, банкиры – а не эксперты – предсказывали еще несколько лет назад и говорили об этом на протяжении последнего года. Наш прогноз звучал так: банки, завязанные на строительстве, в 2004-2005 гг. будут испытывать сложности. Строительная банковская пирамида будет рушиться, и мелкие и средние банки, которые связаны со строительством (такие, как «Гранит»), будут испытывать колоссальные проблемы».

«То, что происходит с «Гранитом», происходит сейчас со многими банками средней руки, особенно с теми, что кредитовали строительство. Все они находятся в достаточно напряженном положении», – отметил Александр Григорьев.

Перспективы

По мнению аналитиков, отказ банка от возвращения средств вкладчиков по первому требованию может негативно сказаться на дальнейшей деятельности банка даже в том случае, если он не будет официально признан банкротом. Поэтому уже сейчас руководство филиала отказывается от работы на розничном рынке, в том числе и от привлечения новых вкладов. Так, Сергей Васильев отметил, что Банк «Гранит» полностью свернул кампанию по привлечению средств населения. Впрочем, сам он надеется на продолжение работы банка на екатеринбургском рынке.

«Благодаря панике репутация банка была подорвана. Но бизнес здесь не сворачивается, банк не закрывается. Кризисная ситуация, которая длится уже 7-ой месяц, свидетельствует о жизнеспособности банка. Возможно, после подрыва авторитета кредитной организации среди физических лиц, приоритетным направлением и доходной частью бизнеса в Екатеринбурге будет работа с расчетными счетами юридических лиц. Пока об этом говорить преждевременно», – отмечает управляющий дополнительным офисом екатеринбургского филиала ЗАО АКБ «Гранит».

Впрочем, наблюдатели не исключают и иных сценариев развития событий. Согласно одному из них, банк, не возвращающий депозитов своим клиентам, может быть официально признан банкротом. В этом случае руководство и московским офисом, и екатеринбургским филиалом перейдет к конкурсному управляющему, который будет распоряжаться имуществом и иными активами банка в интересах его кредиторов и вкладчиков. Не исключен и другой вариант, когда перед лицом банкротства руководство банка может принять решение о продаже части активов с тем, чтобы на вырученные средства рассчитаться с кредиторами. Нельзя исключать того, что одним из таких активов может стать и екатеринбургский филиал.


Другие материалы по теме: