«КоммерсантЪ-Урал», Алена Попова, Николай Яблонский и Вячеслав Суханов: «Сибирь» завлекает конкурентов в «Баландино»

3 марта 2005 (13:02)

Вчера пресс-служба ОАО «Челябинское авиапредприятие» (ЧАП, принадлежит авиакомпании «Сибирь») сообщила, что компания приступила к переговорам с рядом уральских авиаперевозчиков о выполнении внутренних и международных рейсов. Привлечение новых операторов в аэропорт «Баландино», которым владеет ЧАП, позволит расширить маршрутную сеть и увеличить объем пассажироперевозок. Между тем, участники рынка опасаются, что из-за низкой пропускной способности аэропорта его акционеры могут не выполнить договоренности с авиаперевозчиками.

Сейчас пассажирские и грузовые перевозки из «Баландино» осуществляют 10 авиакомпаний, среди них — «Сибирь», «Энкор», «Аэрофлот». При этом около 90% всех авиаперевозок приходится на «Сибирь». Между тем, фактически монопольное положение «Сибири» на южноуральском рынке вызывало нарекания со стороны челябинских властей. Как уже писал «Ъ», в январе вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов заявил, что практически полное отсутствие конкурентов позволяет «Сибири» влиять на тарифную политику и как следствие — поддерживать высокие цены на авиаперевозки. Тогда власти пригрозили, что если акционеры аэропорта не изменят политику, то руководство области будет лоббировать расширение доли присутствия на местном рынке российского авиагиганта — компании «Аэрофлот».

Собственники ЧАПа решили пойти на компромисс. Вчера пресс-службе компании сообщила, что уже предложила ряду участников местного авиарынка запустить собственные рейсы из «Баландино». «Уже достигнуты договоренности об организации полетов с 8 российскими авиакомпаниями, ведутся переговоры об открытии чартерных рейсов с «Уральскими авиалиниями», «ЮТэйром», «Сибирью» и «Пермскими авиалиниями», — заявил «Ъ» пресс-секретарь ЧАП Денис Лузин. Помимо этого, по его словам, о своем намерении совершать полеты и из челябинского аэропорта уже сообщили авиакомпании «Карат», «Тамбов-авиа», «Сибавиатранс», «Заполярье», «Новосибирское АП», «Кубанские авиалинии» и «Омск-авиа».

ОАО «Челябинское авиапредприятие» владеет контрольными пакетами авиакомпании «Энкор» и аэропорта «Баландино». С 2004 года акционером ЧАП является новосибирская компания «Сибирь».

Кроме того, часть авиаперевозчиков уже приступила к формированию своей маршрутной сети. Так, по данным ЧАП, «Уральские авиалинии» планируют наладить авиасообщение из Челябинска до Иркутска и Минеральных Вод, а авиакомпания «Тамбов-авиа» — в Дубай. В свою очередь руководство «Пермских авиалиний» сообщило «Ъ», что намерено запустить чартерные перевозки по направлению Челябинск—Анталия (Турция). Наконец, собственники аэропорта согласились выделить дополнительные лоты для «Аэрофлота» и «Сибири».

Правда, участники рынка говорят, что из-за увеличения рейсов акционеры ЧАП могут столкнуться с определенными сложностями. Как ранее заявлял гендиректор ЧАП Сергей Солнцев, сейчас пропускная способность аэропорта «Баландино» — один самолет первого-второго класса в час. Именно на этом основании в конце прошлого года «Аэрофлоту» отказали в получении ежедневного утреннего слота на Москву. Стоит отметить, что этот момент настораживает и руководителей уральских авиаперевозчиков. «Мы заключим соглашение с аэропортом лишь тогда, когда нам дадут гарантии, что наши самолеты будут свободно входить и выходить из аэропорта в установленное время», — сообщил «Ъ» генеральный директор авиакомпании UTair Андрей Мартиросов. Такой же точки зрения придерживается и глава «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов: «Пока я не уверен, что проблем не будет. Фактически мы начнем полеты только после достижения полного компромисса».

Однако в самом ЧАП поспешили завершить, что «Баландино» в состоянии принять всех желающих авиаперевозчиков. «Со всеми перевозчиками достигнуты договоренности, слоты расписаны очень удобно, всем хватит», — уверен Денис Лузин.

«Ъ» будет следить за развитием событий.


Другие материалы по теме: