«КоммерсантЪ» и Мария Черкасова: «Недра чистый изумруд»
23 марта 2005 (13:14)
Власти решили договариваться с наиболее «прозрачными» добывающими компаниями МПР разработало новую редакцию закона о недрах в конце прошлого года. В правительство законопроект был внесен в начале марта нынешнего, после того как был одобрен на парламентских слушаниях в верхней и нижней палатах. МПР прогнозирует, что к концу года закон в новой редакции вступит в законную силу. Стоит отметить, что в расчете на реализацию месторождений по новым правилам крупнейшее месторождение золота
— Сухой Лог — не включили в список участков, которые будут реализованы в этом году. Тем самым ключевой претендент на Сухой Лог — Норни-кель — получил карт-бланш для участия в аукционе на другое — не менее стратегическое месторождение — Удокан — аукцион по которому намечен на конец года. МПР рассчитывает продать это медное месторождение уже по новым правилам.
Основной лейтмотив новаций законопроекта — повыше ние открытости и привлекательности недропользования. Для этого новый закон предусматривает введение договорной системы. В отличие от действующей редакции в договоре теперь будут прописаны права и обязанности обоих участников процесса— государства и владельца лицензии. «Сейчас в законе говорится, что лицензия подлежит отзыву в случае допущения существенных нарушений. Однако эта существенность законом не определена. Поэтому право трактовать серьезность отклонения от лицензионных условий предоставлено чиновнику и часто носит субъективный характер. Другими словами—даже в процессе добычи полезных ископаемых инвестор от неправомерного изъятия лицензии не защищен», — говорит зам главы МПР Анатолий Темкин.
Второй шаг навстречу инвесторам — это введение системы сквозных лицензий. Сейчас финансировать геологоразведку приходится в основном государству. Новый же закон предусматривает передачу этих прав частному инвестору с последующим закреплением за ним прав на добычу полезных ископаемых. Правда, в этом отношении есть свои подводные камни: не секрет, что продажа сквозных лицензий принесет государству меньше доходов, чем продажа месторождений с уже разведанными запасами. Практика последних аукционов на угольные месторождения показала, что металлурги способны заплатить за месторождения колоссальные деньги. Так, купившая блокпакет «Якутугля» Стальная группа «Мечел» заплатила на январском аукционе $411 млн или почти в 3,5 раза выше стартовой цены, а «Южкузбассу-голь» выложил за участок «Ерунаковский-8» 1,155 млрд руб., что в 57 раз превысило стартовую цену торгов.
Правда, власти указывают на то, что компенсировать потенциально выпадающие доходы можно за счет двух факторов — увеличения стартовой стоимости пакетов и отмены принципа конкурсов. Новая редакция закона о недрах предусматривает только аукционную систему передачи недр. И в этом есть смысл. Практика конкурсов уже показала свою несостоятельность. Для примера можно привести Удокан: в 1993 году на открытом конкурсе лицензию на право пользования недрами этого месторождения получила Удокан-ская горная компания. Однако компания так и не приступила к разработке месторождения, что стало причиной для отзыва лицензии. Аналогичная история произошла с Сухим Логом. В середине 90-х это крупнейшее месторождение золота оказалось в руках австралийской компании «Стар технолоджи», которая, кроме вывески, другими активами не располагала. Позже лицензия компании была аннулирована со скандалом.
Но, пожалуй, самым неожиданным стало решение по ограничению нерезидентов для участия в аукционах. Согласно ему к аукциону могут быть допущены компании, имеющие российскую «прописку» и отечественного собственника контрольного пакета акций компании—участника аукциона. Соответственно ни российская компания, бенефициары которой спрятаны за офшорами, ни иностранцы не смогут получить доступ к таким месторождениям, какУдокан и Сухой Лог. С одной стороны, это победа для российских компаний. В частности, основными зарубежными претендентами на Удо-кан до недавнего времени считались австралийская транснациональная компания ВНР Billiton, американская медная корпорация Phelps Dodge, дочка Sumsung — «Казахмыс», правительство китайской провинции Цзилинь. Отечественные претенденты уже оценили новации. «Что касается инициатив по ограничению прав иностранных компаний в ходе аукционов по стратегическим месторождениям, то, в конечном счете, эта мера направлена на то, чтобы препятствовать вывозу из России необработанного сырья. В результате запасы стратегических месторождений будут работать в интересах национальной экономики», — говорит генеральный директор УГМК Андрей Козицын.
Однако даже в таких условиях возможность для проникновения иностранцев к стратегическим запасам есть. Во-первых, фактически полностью под условия нового закона подпадает компания «Росказмедь», в которой «Казахмыс» и КМЭЗ (Русская медная компания) владеют пакетом на паритетных началах. Наблюдатели не сомневаются, что акционеры компании успеют отшлифовать капитал с учетом требований законодательства. Тем более, «Казахмыс» недавно объявил, что компания будет участвовать в аукционе, «несмотря ни на что».
Что будет включать договор между государством и недропользователем
Новый закон о недрах предполагает переход от лицензионно-разрешительной системы к договорной, которая регламентирует права и обязанности участников договора. Помимо этого договор предусматривает систему свободного обращения месторождения. Так, право пользования участком недр, возникшее на основании договора, может быть передано владельцем лицензии другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе в залог. В нем также четко прописаны и санкции к чиновникам. В частности, отказ в согласовании передачи права пользования месторожденем может быть обжалован пользователем в суде.
Наблюдатели отмечают, что юридических лазеек в новом законе более чем достаточно. Существует вариант договоренности иностранных компаний с отечественными партнерами, которые могут использовать в аукционе средства компаньонов, а залогом кредита предусмотреть месторождение. В числе прочих механизмов может быть опробован вариант продажи акций компании -победителя аукциона иностранным акционерам. Хотя эти моменты МПР намерен учесть. «В новом проекте закона предусмотрели некоторые ограничения. Речь идет о расторжении в одностороннем порядке договора в случае если пользователь недр перестает удовлетворять требованиям аукциона», — заявил «Ъ» директор департамента госполитики и регулирования в области природопользования МПР Сергей Федоров.
Наконец, нет четкого ограничения по использованию сырья. Существуют опасения, что российский владелец лицензии, к примеру на Удокан, может продавать медь в Китае, который граничит с Читой. Известно, что Китай является и будет являться основным потребителем меди (ожидается, что к 2012 году потребление этого металла в Поднебесной увеличится на 1,8 млн тонн).
Поэтому участники говорят, что хотя государство и продемонстрировало новым вариантом закона свое желание видеть в качестве недропользователей определенных участников отечественного рынка, особых сложностей у нерезидентов при вступлении в силу закона о недрах не возникнет.
Кроме того, наблюдатели указывают и на тот факт, что с самими российскими игроками власти вступили в новую фазу отношений. Как уже писал «Ъ», доступ к аукционам не сможет получить компания, владельцы которой скрыты за офшорами. Правда и здесь есть свой вариант решения проблемы — например, участие дочерних компаний. Тем не менее,
аналитики полагают, что государство хотело бы видеть в числе претендентов на недра предприятия с прозрачной структурой собственников. И как минимум, убедиться, что они не пользуются механизмами
оптимизации налогообложения по офшорному принципу. Не секрет, что эта тенденция укладывается в общую политику государства. Минфин уже внес в правительство поправки в НК РФ, который предусматривает доначисление налогов тем компаниям, которые осуществляют сделки с офшорными компаниями и тем самым оптимизируют налогообложение.
— Сухой Лог — не включили в список участков, которые будут реализованы в этом году. Тем самым ключевой претендент на Сухой Лог — Норни-кель — получил карт-бланш для участия в аукционе на другое — не менее стратегическое месторождение — Удокан — аукцион по которому намечен на конец года. МПР рассчитывает продать это медное месторождение уже по новым правилам.
Основной лейтмотив новаций законопроекта — повыше ние открытости и привлекательности недропользования. Для этого новый закон предусматривает введение договорной системы. В отличие от действующей редакции в договоре теперь будут прописаны права и обязанности обоих участников процесса— государства и владельца лицензии. «Сейчас в законе говорится, что лицензия подлежит отзыву в случае допущения существенных нарушений. Однако эта существенность законом не определена. Поэтому право трактовать серьезность отклонения от лицензионных условий предоставлено чиновнику и часто носит субъективный характер. Другими словами—даже в процессе добычи полезных ископаемых инвестор от неправомерного изъятия лицензии не защищен», — говорит зам главы МПР Анатолий Темкин.
Второй шаг навстречу инвесторам — это введение системы сквозных лицензий. Сейчас финансировать геологоразведку приходится в основном государству. Новый же закон предусматривает передачу этих прав частному инвестору с последующим закреплением за ним прав на добычу полезных ископаемых. Правда, в этом отношении есть свои подводные камни: не секрет, что продажа сквозных лицензий принесет государству меньше доходов, чем продажа месторождений с уже разведанными запасами. Практика последних аукционов на угольные месторождения показала, что металлурги способны заплатить за месторождения колоссальные деньги. Так, купившая блокпакет «Якутугля» Стальная группа «Мечел» заплатила на январском аукционе $411 млн или почти в 3,5 раза выше стартовой цены, а «Южкузбассу-голь» выложил за участок «Ерунаковский-8» 1,155 млрд руб., что в 57 раз превысило стартовую цену торгов.
Правда, власти указывают на то, что компенсировать потенциально выпадающие доходы можно за счет двух факторов — увеличения стартовой стоимости пакетов и отмены принципа конкурсов. Новая редакция закона о недрах предусматривает только аукционную систему передачи недр. И в этом есть смысл. Практика конкурсов уже показала свою несостоятельность. Для примера можно привести Удокан: в 1993 году на открытом конкурсе лицензию на право пользования недрами этого месторождения получила Удокан-ская горная компания. Однако компания так и не приступила к разработке месторождения, что стало причиной для отзыва лицензии. Аналогичная история произошла с Сухим Логом. В середине 90-х это крупнейшее месторождение золота оказалось в руках австралийской компании «Стар технолоджи», которая, кроме вывески, другими активами не располагала. Позже лицензия компании была аннулирована со скандалом.
Но, пожалуй, самым неожиданным стало решение по ограничению нерезидентов для участия в аукционах. Согласно ему к аукциону могут быть допущены компании, имеющие российскую «прописку» и отечественного собственника контрольного пакета акций компании—участника аукциона. Соответственно ни российская компания, бенефициары которой спрятаны за офшорами, ни иностранцы не смогут получить доступ к таким месторождениям, какУдокан и Сухой Лог. С одной стороны, это победа для российских компаний. В частности, основными зарубежными претендентами на Удо-кан до недавнего времени считались австралийская транснациональная компания ВНР Billiton, американская медная корпорация Phelps Dodge, дочка Sumsung — «Казахмыс», правительство китайской провинции Цзилинь. Отечественные претенденты уже оценили новации. «Что касается инициатив по ограничению прав иностранных компаний в ходе аукционов по стратегическим месторождениям, то, в конечном счете, эта мера направлена на то, чтобы препятствовать вывозу из России необработанного сырья. В результате запасы стратегических месторождений будут работать в интересах национальной экономики», — говорит генеральный директор УГМК Андрей Козицын.
Однако даже в таких условиях возможность для проникновения иностранцев к стратегическим запасам есть. Во-первых, фактически полностью под условия нового закона подпадает компания «Росказмедь», в которой «Казахмыс» и КМЭЗ (Русская медная компания) владеют пакетом на паритетных началах. Наблюдатели не сомневаются, что акционеры компании успеют отшлифовать капитал с учетом требований законодательства. Тем более, «Казахмыс» недавно объявил, что компания будет участвовать в аукционе, «несмотря ни на что».
Что будет включать договор между государством и недропользователем
Новый закон о недрах предполагает переход от лицензионно-разрешительной системы к договорной, которая регламентирует права и обязанности участников договора. Помимо этого договор предусматривает систему свободного обращения месторождения. Так, право пользования участком недр, возникшее на основании договора, может быть передано владельцем лицензии другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе в залог. В нем также четко прописаны и санкции к чиновникам. В частности, отказ в согласовании передачи права пользования месторожденем может быть обжалован пользователем в суде.
Наблюдатели отмечают, что юридических лазеек в новом законе более чем достаточно. Существует вариант договоренности иностранных компаний с отечественными партнерами, которые могут использовать в аукционе средства компаньонов, а залогом кредита предусмотреть месторождение. В числе прочих механизмов может быть опробован вариант продажи акций компании -победителя аукциона иностранным акционерам. Хотя эти моменты МПР намерен учесть. «В новом проекте закона предусмотрели некоторые ограничения. Речь идет о расторжении в одностороннем порядке договора в случае если пользователь недр перестает удовлетворять требованиям аукциона», — заявил «Ъ» директор департамента госполитики и регулирования в области природопользования МПР Сергей Федоров.
Наконец, нет четкого ограничения по использованию сырья. Существуют опасения, что российский владелец лицензии, к примеру на Удокан, может продавать медь в Китае, который граничит с Читой. Известно, что Китай является и будет являться основным потребителем меди (ожидается, что к 2012 году потребление этого металла в Поднебесной увеличится на 1,8 млн тонн).
Поэтому участники говорят, что хотя государство и продемонстрировало новым вариантом закона свое желание видеть в качестве недропользователей определенных участников отечественного рынка, особых сложностей у нерезидентов при вступлении в силу закона о недрах не возникнет.
Кроме того, наблюдатели указывают и на тот факт, что с самими российскими игроками власти вступили в новую фазу отношений. Как уже писал «Ъ», доступ к аукционам не сможет получить компания, владельцы которой скрыты за офшорами. Правда и здесь есть свой вариант решения проблемы — например, участие дочерних компаний. Тем не менее,
аналитики полагают, что государство хотело бы видеть в числе претендентов на недра предприятия с прозрачной структурой собственников. И как минимум, убедиться, что они не пользуются механизмами
оптимизации налогообложения по офшорному принципу. Не секрет, что эта тенденция укладывается в общую политику государства. Минфин уже внес в правительство поправки в НК РФ, который предусматривает доначисление налогов тем компаниям, которые осуществляют сделки с офшорными компаниями и тем самым оптимизируют налогообложение.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Министерство природных ресурсов: Аукционы по стратегическим месторождениям ...
- Минприроды РФ планирует в марте 2005 года провести аукцион по Удоканскому ...
- Закрытый для иностранных компаний аукцион на право пользования недрами Удок ...
- «КоммерсантЪ-Урал» и Элла Бидилеева говорят, что «УГМК нашла китайского кон ...
- Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев: Иностранным компаниям будет зап ...