Госдума приняла в первом чтении новую редакцию закона «О рекламе»

21 апреля 2005 (12:44)

Госдума на пленарном заседании 20 апреля приняла в первом чтении новую редакцию закона «О рекламе», содержащую принципиально новую систему норм правового регулирования рекламы и практику применения рекламного законодательства. Новый закон восполняет существующие пробелы правового регулирования рекламной деятельности. Законопроект уточняет такие понятия как «объект рекламирования», «товар», «антимонопольный орган», «социальная реклама». Уточняются формы недобросовестной рекламы. В их число включена рекламная информация, направленная на продвижение товара, в отношении рекламы которого установлены специальные требования или ограничения, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, а также реклама, являющаяся актом недобросовестной конкуренции. Дается описание критериев недостоверной рекламы. Прописываются положения, предусматривающие ограничения на использование тех или иных элементов в рекламе. В частности, в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которое может привести к искажению смысла рекламной информации; запрещается использование ссылок на одобрение объекта рекламирования государственными или муниципальными органами либо их должностными лицами; демонстрация процессов курения, потребления алкогольных напитков, пива; она не должна содержать указание на лечебные свойства объекта рекламирования, за исключением лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.


Законопроект впервые устанавливает требования к рекламе товаров при дистанционных способах их продажи. Документ конкретизирует требования, предъявляемые к рекламе на телевидении и радио. В документе говорится, что «прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой должно предваряться сообщением о рекламном характере последующих материалов». Общая продолжительность размещенных в телепрограмме рекламных передач не может превышать 20% фактического времени трансляции данной телепрограммы в течение суток. Законопроект уточняет требования, предъявляемые к рекламе оружия, вооружения и военной техники, финансовых услуг и ценных бумаг, алкогольных напитков, пива, табака и табачных изделий. В частности, устанавливается, что в рекламе пива не должны использоваться образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации. Кроме того, законопроект расширяет ответственность за недобросовестную рекламу, более детально регулируются вопросы государственного контроля, полномочия антимонопольного органа за соблюдением законодательства о рекламе. Новая редакция лишает антимонопольный орган льготы, освобождающей его от уплаты госпошлины при предъявлении исков в суд. Кроме того, устанавливается процентное соотношение, в соответствии с которым распределяются штрафные суммы за нарушение законодательства о рекламе между бюджетами: 40% зачисляется в федеральный бюджет, а 60% – в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрирован нарушитель.


Екатеринбургские участники рынка рекламы высказали диаметрально противоположные мнения, относительно влияния нового закона на сложившуюся в рекламном бизнесе ситуацию. «Принятие новой редакции «Закона о рекламе» не сможет серьезно повлиять на рынок», – заявила УрБК директор Рекламного агентства «Море-Медиа» Гульнара Сыртланова.


По словам Г. Сыртлановой, изменения, которые были внесены в закон, потребуют от рекламных компаний тратить больше времени на креатив. «Нам придется избавляться от рутинных схем, искать какие-то новые идеи. В какой-то мере, определенное ужесточение требований, предъявляемых к рекламе, поможет оздоровить рынок, сделать его более цивилизованным», – отметила Г. Сыртланова. Однако директор РА «Море-Медиа» считает, что развитие рекламного рынка за счет новых идей, не повлечет рост цен.


В то же время, директор Рекламного агентства «Золотая Голова» Эдуард Орлов считает, что «Новый закон «О рекламе», как любые законодательные изменения существенно повлияет на рынок рекламы Екатеринбурга. «Однако, эти изменения я комментировать отказываюсь, так как, если я скажу, что закон окажет отрицательное воздействие на деятельность рекламных агентств, это ничего не изменит, а, если скажу, что положительное, то мне никто не поверит», – заявил Э. Орлов.


Большинство же опрошенных УрБК рекламных компаний оказались не в курсе принятия нового закона. Сотрудники этих фирм сообщили, что они либо вообще не знают о введении новых правил, либо, что они еще не ознакомились с новыми положениями рекламного законодательства и, соответственно, не могут их прокомментировать.


Другие материалы по теме: