Одной из основных проблем, стоящих перед участниками рынка страхования автомобилей и оценки ущерба при ДТП, является определение стоимости нормо-часа

17 мая 2005 (14:10)

«Одним из главных недостатков закона об ОСАГО является отсутствие точного определения понятия стоимость нормо-часа. В результате, каждая автомастерская определяет эту величину самостоятельно. В фирменных сервисных центрах она может составлять 1,5 – 2 тыс. руб., а в рядовой мастерской – 600 – 650 руб.», – сообщил УрБК коммерческий директор Регионального центра правовой помощи автомобилистам «ЛАД» Евгений Макляков.


«Сейчас специалисты страховых компаний, оценочных и экспертных бюро совместными усилиями занялись решением задачи определения стоимости нормо-часа. Мы исходим из того, что она должна быть различной для каждого отдельного автомобиля в зависимости от его производителя и величины пробега. Однако, не всем страховщикам выгодно, чтобы эта проблема перестала существовать, так как пока условия игры не ясны, можно получать дополнительные средства за счет автовладельцев. Между тем, если не разрешить ситуацию, рынок автострахования может потерпеть серьезные убытки, потому что владельцы транспортных средств не захотят их страховать на таких невыгодных условиях», – заявил Е. Макляков.


Участники рынка автострахования полагают, что ситуация с неопределенной стоимостью нормо-часа логически переходит в проблему сговоров организаций, специализирующихся на оказании страховых услуг, и автооценочных фирм. «Все автооценочные бюро ангажированы страховыми компаниями. К сожалению, таковы правила этого рынка на сегодня. Оценщики вынуждены работать со страховыми компаниями, так они являются основными заказчиками. Если оценочные фирмы откажутся выполнять условия, установленные страховщиками, они разорятся», – считает Е. Макляков.


«Оценочные организации при расчетах компенсации ущерба при ДТП часто действуют в интересах страховых компаний и занижают стоимость восстановительного ремонта автомобилей», – подтвердил директор Негосударственной экспертной организации «Независимая экспертиза» Александр Буфетов.


«К нам периодически обращаются владельцы транспортных средств, которые сталкивались с принуждением к обращению в конкретное экспертное бюро со стороны страховщиков, хотя по закону автовладелец имеет право обратиться в любую экспертизу. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на рынке страхования Екатеринбурга имеет место сговор между эвтоэкспертными организациями и страховщиками», – сообщил А. Буфетов.


Существование договоренности между страховщиками и оценщиками отмечают и специалисты Комитета по защите прав потребителей Администрации Екатеринбурга. «К нам периодически поступают жалобы о занижении стоимости ремонта автомобиля в случае ДТП со стороны автооценочных бюро», – заявил председатель Комитета Андрей Артемьев. Но, по его словам, ситуация сложнее, чем просто заниженная стоимость восстановительных работ. Оценочное бюро выносит свое решение в интересах лица, предоставляющего оплату его услуг. В этом случае возникает конфликт двух оценок. «Та, сумма ремонта которую оплатил гражданин, обычно, выше той, которую оплатила страховая компания и обе, как правило, ниже суммы необходимой для оплаты ремонта», – отметил А. Артемьев.


«Мы в этом случае предлагаем потерпевшему подать иск в суд о возмещении убытков на виновника аварии. Но, в то же время виновник аварии, такой же потребитель услуг страхования. Поэтому после анализа договора он так же может обратиться в Комитет и получить правовую помощь в возмещении законных убытков со страховой компании», – заявил А. Артемьев


Между тем, представители страховых компаний считают, что оценочным мастерским не выгодно идти на сговор со страховщиками, так как провести проверку правильности оценки не составляет труда, а в случае обнаружения занижения стоимости ремонта оценочное бюро в короткий срок рискует остаться без лицензии. Кроме того, компании-страховщики утверждают, что оценочные мастерские во многих случаях назначают более высокую стоимость ремонта автомобиля, попавшего в ДТП, чем цена имеющих в последствии место восстановительных работ. Об этом сообщила УрБК директор управления развития страховой компании «Северная казна» Наталья Вагина.


По словам Н. Вагиной, оценочное бюро определяет стоимость ремонта транспортного средства исходя из одной стоимости нормо-часа, страховая компания оплачивает указанную оценщиком сумму, а ремонт проводиться в мастерской с более низкими расценками нормо-часа. «В результате в проигрыше оказывается страховщик, а владелец автомобиля или сервис, который провел ремонт на более выгодных условиях оплаты остаются в выигрышном положении», – подчеркнула Н. Вагина.


Таким образом, в сговоре с оценщиками, о котором в последнее время говорят многие участники рынка автооценочных услуг, более заинтересованы мастерские, а не страховые компании.


Другие материалы по теме: