«Закрытые оффшоры» исчезнут с карты России

20 мая 2005 (12:58)

В России продолжается процесс ликвидации особых налоговых зон, созданных в закрытых территориальных образованиях (ЗАТО). Согласно действующему законодательству, все особые налоговые режимы, своеобразные «внутрироссийские оффшоры» должны быть полностью ликвидированы к 2006 году.


Касается это и «закрытых городов» Урала. В Свердловской области их два – Новоуральск и Лесной, в соседней Челябинской – три (Трехгорный, Озерск и Снежинск). Законодательные собрания обоих регионов уже составляют графики введения ЗАТО в бюджетный процесс области.


«Закрытые города» являются наследием советской эпохи. В современной России они, как правило, образовывались на месте «почтовых ящиков» – поселений, созданных для обслуживания секретных оборонных или атомных предприятий. В 90-х годах получение статуса особой налоговой зоны было для многих ЗАТО единственным шансом выжить в условиях рыночной экономики, сохранить городскую инфраструктуру, прочно привязанную к «закрытым» предприятиям, высокий уровень жизни горожан, сформировавшийся еще в советское время.


Однако в новом тысячелетии с его экономическими реалиями особый налоговый статус ЗАТО стал, в определенной мере, пережитком прошлого: большинство «закрытых» заводов, как относящихся к оборонному ведомству, так и обслуживающие предприятия атомной энергетики органично вписались в существующую экономическую систему и не нуждаются в особых льготах. Сами ЗАТО также вполне могут поддерживать свое существование без скрытых субсидий в виде налоговых льгот.


В то же время возможность предоставления налоговых льгот любым предприятиям, зарегистрированным на территории «закрытых» муниципалитетов, но ведущих свою хозяйственную деятельность за их пределами, не раз была использована как руководителями ЗАТО, так и крупными компаниям, заинтересованными в «оптимизации налогообложения» с помощью «российских оффшоров».


«С точки зрения нашего комитета, особую важность представляет нецелевое использование финансовых средств в ЗАТО», – считает член комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Сергей Архипов.


Для представления масштабов подобных «оптимизаций» и их последствий для бюджета регионов и России в целом, следует отметить, что руководство многих закрытых городов Урала так или иначе становилось участником громких расследований о незаконном предоставлении налоговых льгот.


Так, на прошлой неделе Генпрокуратура РФ предъявила обвинения экс-мэру ЗАТО Трехгорный Николаю Лубенцу. В ходе расследования дела «ЮКОСа» сотрудники прокуратуры выяснили, что в 1997 году на территории ЗАТО «Трехгорный» были зарегистрированы ООО «Квер-кус», ООО «Мускрон», ООО «Нортэкс», ООО «Грейс», ООО «Колрейн» и ООО «Виртус», которые пользовались налоговыми преференциями и расплачивались с бюджетом Трехгорного процентными векселями ОАО «НК ЮКОС». В частности, только в 1999 году в казну ЗАТО были внесены векселя на сумму 5,1 млрд рублей. Впоследствии векселя на эту сумму были переданы из бюджета ЗАТО в распоряжение МУП «Центр поддержки предпринимательства и развития конкуренции» на реализацию инвестиционной программы развития города Трехгорного, а именно на строительство автозаправок и санатория «Русь», расположенного в Сочи. По этим фактам в декабре 2004 года было возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», основным фигурантом которого стал Николай Лубенец.


В марте этого года уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий» было возбуждено против главы города Снежинска Анатолия Опланчука.


Мэр подозревается в том, что в период с сентября 2000 года по октябрь 2002 года незаконно изъял из бюджета города Снежинска и предоставил ООО «ВС- Профит» субвенцию в сумме свыше 5,2 млрд. руб., что позволило в дальнейшем ОАО «Сибнефть», действующему через вышеуказанную коммерческую организацию, недоплатить в городской бюджет свыше 2,2 млрд. руб. налогов.


В рамках расследования дела «ЮКОСа» аналогичное обвинение было предъявлено главе ЗАТО Лесной Александру Иванникову, который разрешил компаниям «Митра», «Бизнес-Ойл», «Форест-Ойл» и «Вальд-Ойл» (аффилированные структуры ЮКОСа, зарегистрированные в ЗАТО Лесной) внести налоговые платежи в бюджет за 1999 год векселями ЮКОСа. Сейчас Иванников, действия которого были переквалифицированы в «превышение должностных полномочий» выступает в качестве свидетеля по делу Михаила Ходорковского.


По мнению законодателей, причиной подобных злоупотреблений является сама возможность предоставления подобных налоговых льготы и преференций, и только её устранение может позволить избавить бюджет от «налоговых дыр», которыми являются «закрытые оффшоры».


В ситуации, когда Президент РФ Владимир Путин в качестве одной из важнейших задач развития экономики России в ближайшей перспективе ставит создание условий для возвращения средств российских компаний из зарубежных оффшоров, существование аналогичных «зон особого налогообложения» в самой России перестало отвечать внутренней экономической политике государства. Результатом планомерной политики государства, направленной на устранение территорий с особыми режимами налогообложения стал Федеральный закон №131, в соответствии с которым закрытые территориальные образования должны лишиться своего статуса в срок до 2006 года.


В Свердловской области этот процесс близок к своему завершению. «Для анализа ситуации в Лесном и Новоуральске и выработки стратегии решения проблем взаимодействия бюджетов этих городов с областным бюджетом на начало июня запланировано выездное совещание в одном и ЗАТО», – сообщила УрБК заместитель председателя Комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Евгения Талашкина.


«ЗАТО Лесной и Новоуральск должны включиться в областной бюджетный процесс, но при этом необходим учитывать специфику ЗАТО», – считает заместитель председателя Комитета. Как сообщает Евгения Талашкина, в соответствии со 131 федеральным законом ЗАТО были уравнены в статусе с обычными муниципальными образованиями и переведены с режима прямого финансирования из Федерального бюджета в режим финансирования из бюджета областного.


Другие материалы по теме: