«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко про решения муниципальных программ: Управление финансами на результат

10 июня 2005 (11:40)

Министерство финансов РФ внесло позавчера в Правительство проект основных параметров бюджета РФ на предстоящие три года. Весть заслуживает внимания.

Во-первых, впервые в российской истории главный финансовый документ рассчитывается на такой срок. Во-вторых, ближайшие три года в России, согласно проекту, планируемые расходы будут обеспечены доходной частью даже более чем на сто процентов. В-третьих, что самое важное, — все параметры трёхлетнего бюджета рассчитаны на достижение конкретного результата в каждой из конкретно поставленных задач. Например, идея снижения к 2008 году инфляции до 4 процентов означает достижение среднеевропейского и американского (США) уровня.

Как видим, бюджетная политика Федерации претерпевает кардинальные изменения. Управлять деньгами, чтобы они обеспечивали повышение благосостояния людей, — это поворот на путь социального развития, где сильной считается та экономика, которая приближена к человеку.

В Центре стратегических разработок при Правительстве РФ поясняют журна-

листам: социальная экономика — это приоритетность и эффективность бюджетных трат на реформирование систем здравоохранения, образования, жилищного строительства, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры. Далее могут следовать программы занятости населения и развития малого и среднего бизнеса; меры по охране правопорядка; развитие сфер торговли и услуг, культуры и спорта, средств массовых коммуникаций etc.

Если соотнести эти цели и предложенный порядок их достижения с задачами местного самоуправления, зафиксированными в новом законе о МСУ, легко обнаружить их почти что идентичность. Что говорит в пользу оформления в России определённой системности в социально-экономической политике и законодательно-нормативном её обеспечении.

Эта новая система взаимоотношений предполагает при разграничении полномо-

чий и ответственности между уровнями власти передачу социальных функций (см. выше) на уровень муниципалитетов — одновременно с бюджетным финансированием. Причём муниципалитеты, которые успешно справляются с выполнением этих задач, должны быть наделены и правом осуществления отдельных государственных полномочий.

Без сомнения, Екатеринбург относится к тому типу муниципальных образований, где социальные программы решаются, и достаточно успешно.

Тем непонятнее позиция областных властей, упорно не желающих менять механизмы формирования нормативов бюджета Екатеринбурга. Скажем, то же дорожное строительство требует куда большего, чем ныне, финансирования. Тревогу вызывает нежелание области делегировать уральской столице государственные полномочия по содержанию социальных учреждений, медицинских центров и т. п. А ведь город уже инвестировал в эти объекты миллионы и миллионы. Складывается ощущение, что область просто покушается на «лакомые куски», абсолютно не думая о благополучии горожан.

О том, что у Екатеринбурга огромный опыт управления финансами на результат, свидетельствует то, что более половины городского бюджета тратится на социальные нужды. Однако необходимо признать, что благодаря установленным областью нормативам формирования доходных источников городского бюджета Екатеринбург, зарабатывая много денег, практически все их отдает в бюджеты высших уровней. А собственные доходы муниципалитета вследствие перераспределения областными властями доли отчислений от налоговых поступлений уменьшаются год от года.

Мэрия уже неоднократно обращалась к областному руководству с предложениями пересмотреть механизмы бюджетирования; наделить столицу Урала государственными полномочиями при осуществлении жизненно важных функций. Увы, региональные чиновники цепляются за старую порочную практику, несмотря на то, что она входит в клинч с положениями нового закона о местном самоуправлении, да и всей политикой построения в России социального государства.


Другие материалы по теме: